Майя Плисецкая. Продолжение

Mar 09, 2013 21:10

Несколько месяцев назад я прочитала книгу Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая». А тут выяснилось, что вышло продолжение "Тринадцать лет спустя. Сердитые заметки в тринадцати главах".

Сначала напишу про первую книгу.  Во всех биографиях я с особым вниманием читаю о том, как и чему учили ребёнка в детстве, что потом он стал ого-го! Книга поразила меня тем, что никакому специальному «раннему развитию» Майя не подвергалась. Одна спонтанность и естественность.

Вот, например, как она описывает себя в 5 лет: «Рыжая, как морковка, вся в веснушках, с голубым бантом в волосах, зелеными глазами и белесыми ресницами. Ноги были у меня крепкие, ляжки тугие. В самом младенчестве, стоя на кроватке с сеткой и держась руками за холодную искривленную палку, я приседала и вытягивалась в такт хриповатому голосу няни Вари (той, что занимала ванную комнату): а я маленькая, аккуратненькая, и что есть на мне пристаёть ко мне… Не исключаю, что, проделывая эти упражнения целыми днями, я здорово укрепила ноги. После колыбели ретиво бегала на высоких полупальцах, выбивая дырки на ботинках. Усталости не знала. Уложить меня спать стоило великих трудов.

Специально учиться  хореографии стала в 9 лет. До этого просто любила танцевать.

«В тридцать четвертом году заявлений было мало. Что-то около тридцати, если меня не подводит память. Но уж никак не тыща, как теперь. От по ступавшего требовались лишь годные физические данные, крепкое здоровье, музыкальность - непременно! - чувство ритма. Мы дансантно ходили под музыку, темпы которой намеренно часто ломали, чтобы определить - слышит ли тело эти перемены. В особой цене была природная артистичность»

А дальше был вообще «золотой абзац», квинтэссенция.

«Сейчас мы многое утеряли из естества выбора своей профессии, в том числе танцевальной. По ребячьему телу опытным глазом можно прочесть и потенции танцевальной формы, и будущие перемены детского тела лукавой натурой, и просто углядеть ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть танцором. Ныне до школьного экзамена родители проводят с телом ребенка гуинпленовские истязания, заставляя дитё продемонстрировать сраженной в самое сердце комиссии сверхвыворотность, сверхгибкость, сверхраздир. Для этого нанимаются частные наставники, тренеры, посещаются гимнастические залы, водные бассейны. Ребенок является на экзамен подготовленным, но изможденным, очумелым. Все насилия над организмом, да еще в детстве, потом выходят боком. К сорока годам «вымученные танцовщики» становятся хромыми инвалидами, ходят с палками»

Думаю, то, что делают пятилетки на художественной гимнастике, Майя Плисецкая точно назвала бы гуинпленовскими истязаниями.

Книга «Я, Майя Плисецкая» заканчивается 1993 годом. Я уж грешным делом думала, что всё, о чем еще писать-то?! И так она уже все рекорды долгожительства на балетной сцене побила, куда же боле?!А тут, смотрю, вышло продолжение «Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцати главах».

Я его прочитала. И что могу сказать. Книга посвящена ее жизни между 1993-2006 годах. В это время ей было 68-81 год. Что может написать бабушка о своей жизни между 68 и 81 годами?! Обычная бабушка, может, ничего и не напишет, а у Майи Плисецкой жизнь била ключом! Она проводила балетные конкурсы имени себя, трижды отметила свои юбилеи: 70 -летие, 75-летие, 80-летие. Причем отметила очень удачно, прекрасные балетные спектакли артистов из разных стран. Получила правительственные награды. Получается, действительно, ВОЗРАСТ СЧАСТЬЯ. Несмотря на то, что в подзаголовке книга называется "сердитыми заметками". Ну да, негатив тоже в жизни случается. Много написано про то, как эксплуатировалось её имя, а она ничего с этого не получала. Но в конце концов вроде удалось это дело прекратить с помощью судов. Она продолжает путешествовать, у нее много друзей. Её приглашают в самые дорогие рестораны, а она, даже на девятом десятке продолжает считать калории. «Фондю - безумно вкусно, но калорий!»

Вот судьба танцовщицы, которая жестко выбрала карьеру, никаких детей, вышла замуж за композитора, который писал музыку специально для неё  - и все прекрасно у человека! Человек - национальное сокровище! Здоровья, здоровья ей побольше. Она хотела танцевать до 100 лет - кажется, у неё получится!

Майя Плисецкая, балет

Previous post Next post
Up