Первые кофейные дома в Англии появились в конце XVII века. Начал это движение университетский Оксфорд, где в 1650 году открылась первая кофейня. В 1652 году примеру Оксфорда последовала и английская столица. [Spoiler (click to open)]Кофейные дома завоевывают признание Уже к 1660 г. в Лондоне работали не десятки, а сотни кофеен, которые сохраняли популярность на протяжении последующих пятидесяти лет. Даже мировые катастрофы, такие, как эпидемия чумы (1665) и большой пожар (1666), не смогли воспрепятствовать посещению кофеен горожанами. О приближении к кофейням возвещали запах жарящихся зерен и деревянные вывески в форме турки. Здесь всегда было людно, шумно и накурено.
Но в те времена кофейни были не просто уютными заведениями, где можно перекусить и пропустить одну-другую чашечку кофе, а настоящими мужскими клубами по интересам, в которых царила атмосфера, свободная от предрассудков. Здесь собирались артисты и художники, поэты и писатели, юристы, философы, интеллектуалы всех мастей, купцы, банкиры и политики. У каждого из них было свое излюбленное место. В кофейнях проводились деловые встречи, политические диспуты и шахматные турниры! Посетителям позволялось обсуждать все, что они пожелают. Здесь обсуждались и самые банальные и самые серьезные вопросы.
Кофейни оказались жизненно необходимыми деловым людям - там встречались торговые партнеры, совершались сделки, подписывались контракты и происходил обмен информацией. Именно в кофейнях того времени родились такие столпы современной экономики, как · торговая биржа, · страховые компании «Ллойд» и «Балтийская».
Кофейни обещали посетителям неиссякаемый и непредсказуемый поток информации: новости, слухи и сплетни. Здесь можно было узнать все, начиная с политических новостей в разных странах мира и до новинок моды, современных диет и сведений о жизни знаменитых личностей. Кружка кофе в то время стоила один пенс (по нашему - «грош»), поэтому кофейни Англии прозвали «грошовыми университетами» («Penny Universities»), говоря, что там «почерпнешь больше полезных сведений, чем за месяц чтения книг».
Фактически кофейные дома Англии конца XVII века предлагали горожанам новую интересную площадку для обмена информацией, новую социальную среду. Эта новая социальная среда была настолько притягательной - никогда не угадаешь, что узнаешь или кого встретишь в следующий раз, - что завсегдатаи за чтением и спорами проводили там часы и не замечали, как проходит время. Вам это ничего не напоминает? Ну, конечно же, нечто подобное сегодня нам предлагает Facebook и другие социальные сети.
О пороке деловых людей, развитию которого способствовали кофейни Но энтузиазм по отношению к кофейням разделяли не все. Некоторые жители Лондона расценивали их как тревожное явление. Они сетовали на то, что христиане пристрастились к мусульманскому напитку и предпочитают его традиционному английскому пиву, что ставит под угрозу благополучие английских таверн. Были и те, кто критиковал кофейни за то, что они отвлекают добропорядочных людей от работы. Противники кофеен считали, что люди должны работать, а не болтать о пустяках со своими знакомыми. Недовольство нашло свое отражение в памфлетах. В них утверждалось, что кофейни наносят огромный вред государству и стали причиной разорения многих достойных джентльменов. И здесь очевидное сходство с социальными сетями. Вы сами знаете, как легко потерять счет времени, проверяя Facebook или Twitter? Многие полагают, что социальные сети отвлекают людей от реальных дел. Некоторые даже окрестили их едким термином social notworking, который можно перевести, как «социальные сети прокрастинации». Когда вместо того, чтобы встать и вынести мусор, мы полируем айпод - это прокрастинация. Когда вместо того, чтобы ответить на рабочие письма, мы читаем Google Reader - это прокрастинация. На прокрастинацию у человечества уходит в два раза больше времени, чем на собственно работу, и ситуация ухудшается с каждым годом. Почему мы избегаем делать что-либо? Ответ простой - потому что нам это не доставляет удовольствия. Британский журналист и писатель Том Стэндидж считает, что зарождению этого порока поспособствовали английские кофейни XVII века, а продолжили современные социальные сети. А еще английские кофейни положили начало хорошо известному обычаю, имеющему отношение к сервису и обслуживанию. Но об этом речь пойдет в следующем посте.