Сегодня был как раз подходящий день для безумия - с утра на городских улицах лежал плотный ноябрьский туман, пряча лохматых гипсовых львов и изломы цветов в югендстиле, превращая старые стены из песчаника в совсем уж средневековые и строгие.
Каждый раз, оказываясь в
Narrenturm - Башне безумцев - я думаю, что это модель нашей жизни. Только мы об этом не догадываемся. Мы бежим по кругу, мимо клеток, в которые заточены другие, нам кажется, что мы забираемся в гору, а на самом деле -- просто этажом выше, чтобы снова бежать по кругу и если и замечать - по следам цепей в стенах, по знакомым выщербленным кирпичам - что мы уже здесь были, то принимать это за совпадение-знамение. Микрокосмос Башни повторяет макрокосмос - где выход есть, только мы его не видим, пробегая за кругом круг, ложно поняв направление.
Наверное, потому, что в ее строительстве участвовали алхимики, положив в основу расчетов магическую систему чисел - в вечных попытках слиться с универсумом. Числа башни - 28, 21, 5, 19. Число имени кайзера Иосифа, при котором она была построена - 1596, сумма цифр - 21, что равняется диаметру Башни безумцев. Там нет ни одного случайного сантиметра.
И первых сумасшедших в камеры заселяли рано утром, определенного числа, в новолуние.
Во внутреннем дворе - давно высохший, увитый плющом колодец. Многое не менялось с тех самых пор, как тут была больница для сумасшедших, говорит мне смотритель, вот эти двери, и вот это, посмотрите - а я верю, потому что оно все сыпется. Где-то наверху, на последних этажах, говорит он, неразобранные столетиями акты, над которыми еще работают.
Интересно, как жилось в Башне врачам, которые после 1905 года получили тут служебные квартиры?
Об отношении к душевнобольным в Вене я
уже писала. Но каждый раз взгляд наталкивается на что-то новое - сегодня на копию старинной гравюры, на которой изображена Башня, а на первом плане - щеголь эпохи Барокко. Он умильно улыбается, а надпись сообщает: "Wirst Du nicht nächstens mein, So komm ich richtig dahinein" ("А если вот-вот не станешь моей, то я загремлю вот сюда"). В любви как на войне - все средства хороши. Оттого-то и бег по кругу.
Помимо самой башни тут то, что мы бы назвали - частично, по крайней мере - Кунсткамерой. А еще сохранилась старая кузница - в первозданном виде, на нее тоже стоит посмотреть.
Уходя из Башни, лучше всего выйти на улицу налево, пройдя меж узкими старинными стенами, чтобы оказаться в еще одном уголке старой Вены, многоступенчатой, слоеной, выпасть из современности, а потом уже спуститься по легкому холму на Сензенгассе, к современным домам и футбольному полю.
Согласно информации в Башне - это самый большой патологоанатомический музей мира, открытый для посетителей. Только, конечно, лучше не просто идти в музей - за входную плату (2 евро) вы сможете пройтись только по первому этажу - а присоединиться к экскурсии (4-5 евро), тогда пустят повыше и покажут побольше. Идти короче с Van-Swieten-Gasse.
И, да - лучше перед посещением музея не есть.