старые фотографии из
Бильдархив Австрия.
сегодня немного об австрийском менталитете, неофашизме, переписывании истории, войне и прочем. просто как память и напоминание, наверное.
июнь 1965 года. Осквернение кладбища в Бамберге.
Тогда неонацисты изрисовали множество надгробий.
а на каких-то написали: "Да здравствует СС: шести миллионов было слишком мало".
1938 год. Прибытие Гитлера в Вену. Ликующую толпу венцев сдерживают солдаты СС. Все хотят увидеть фюрера.
1938 год - пропаганда за Гитлера перед голосованием по Аншлюсу. Плакат на 71-й линии трамвая: "Адольф Гитлер даст вам работу и хлеб"
1938, Аншлюс. Вена восторженно приветствует Гитлера. Венцы забираются на деревья и садовую ограду у Хельденплац, чтобы рассмотреть все получше.
Инвалиды у Нойе Бург, приветствуют Гитлера - они еще не знают, что с ними он тоже расправится, с одними из первых.
Студенты и преподаватели Венского университета приветствуют Гитлера в Вене. Интересно, стали бы они это делать, пройдясь по сегодняшнему кампусу - где доски погибшим во времена националсоциализма и жутковатые памятники: железные пустые стулья вокруг разломанных столов, напоминающие о профессорах и студентах, репрессированных за те несколько лет.
1938 год - Вена. Аншлюс. Торжественная иллюминация. Плакаты "С Гитлером в светлое будущее" и "Один народ, одна страна, один фюрер"
После Аншлюса Вена приветствовала Гитлера всерьез.
На фото - праздничная премьера в Театре ин дер Йозефштадт по случаю дня рождения фюрера. На сцене легенды и иконы австрийского театра и кино - Аттила Хёрбигер и Паула Вессели. Династия Хёрбигер до сих пор играет одну из ключевых ролей в австрийском театральном мире.
1938 год, Вена. дети улицы - нищета тогда была страшная. Сзади на двери ободранного полувыселенного дома - обязательный плакат с Гитлером. почему-то вспоминается присказка, которую я услышала от австрийцев: "was is denn da los was wird denn da gspielt im ganzen haus ka hitlerbild" (что случилось, что за непорядок - во всем доме не сыщешь портрета Гитлера), продолжение стишка, правда, разное. к примеру такое: "is doch gar net wahr im keller hängen noch a paar" (вот уж неправда, в подвале еще завалялась парочка). или такое: "guter mann, das meinen sie bloß. Im Scheißhaus liegt ein ganzer Stoß!" (да господь с вами - в туалете целая пачка)
1939 год - в Вене празднуют Летнее солнцестояние. Праздник был частью нацистской идеологии, возвращавшей старогерманскую символику ("народ, кровь, земля") и был тесно связан с СС. И сегодня неонацисты празднуют солнцестояние - об этом очень интересно написал Хаслингер в "Балу в Венской опере".
на снимке - костер в честь Летнего солнцестояния у Глориетты в Шёнбрунне.
1938 год. Переименование Ратхаузплац в Площадь Адольфа Гитлера.
В Зальцбурге в 1945 году хоронят Кете Новотны - одну из заключенных концлагеря. Ей было тридцать с небольшим и она была первой, кого похоронили по-человечески, воздав почести. За гробом идут те, кто выжил в том концлагере, где она погибла.
Маутхаузен, 1949 год.
Концентрационный лагерь.
1941-42, немецкие солдаты празднуют Новый год
Жертвы кремсской "Охоты на зайцев". Однажды я, кажется, уже писала об этом. Эта история случилась на исходе войны, в 1945 году. На Дунае, в Штайне, где находилась тюрьма для политзаключенных - сюда сажали несогласных с режимом, вперемешку с настоящими уголовниками. Как правило, заключенные были из Австрии, Чехии, Хорватии и Греции. Когда Советская армия уже так близко подошла, что надо было уходить, нацистское руководство приняло решение - настоящих уголовников отпустить на волю, а политических под конвоем перевести дальше. Если же "конвоирование будет невозможным - уничтожить". В апреле 45-го года в Штайне закончилась вся еда, а заключенных так и не успели увезти - потому что их были тысячи. Тогда руководство тюрьмы решило выпустить заключенных на волю - но под конвоем тех, кто внушал доверие. В тюрьме начался бунт - а потом и бойня, когда в один день убили сотни людей. Кто-то успел убежать в леса.
И вот тут-то началась "Охота на зайцев", которая очень многое может рассказать об австрийском менталитете. Узнав, что политические заключенные сбежали, за оружие взялись не только "народные штурмовики", но и простые жители. Все, кому захотелось поохотится на безоружных, истощенных заключенных, взяли у кого что было - винтовки, ножи или просто вилы - и отправились прочесывать лес. В Фурте в погоне участвовали даже школьники - и даже убили нескольких безоружных, прятавшихся в лесу. Кого-то с помощью Ваффен СС убивали на месте, кого-то брали в плен, заставляли копать могилу и потом расстреливали прямо в ней.
В бойне погибло около 650 человек. Известны лишь пара случаев, когда местные помогали заключенным укрыться и выжить - остальные либо делали вид, что ничего не происходит, либо сами участвовали в "Охоте на зайцев".
Конечно, всех этих людей потом не судили, хотя судебные процессы и были, но реально наказали всего пару человек - остальные мирно дожили свои дни в Австрии, в окружении детей и внуков, не считаясь даже военными преступниками. Что выросло из тех школьников - об этом думать как-то не хочется.
Известно только одно - до сих пор множество братских могил вокруг Кремса даже не открывали и жертв не эксгумировали. И австрийская юстиция до сих пор не делает никаких попыток разобраться в этом деле.
1947 год. Жертвы ищут насильников.
В Венском выставочном центре американское командование вывесило 2000 фотографий нацистских преступников, чтобы жертвы могли опознать по ним своих мучителей.
Симон Визенталь на оскверненном кладбище в Айзенштадте, Бургенланд - 1992 год. Ответственность за осквернение еврейского кладбища взяла на себя доселе неизвестная организация "Рассистско-социалистическое арийское сопротивление".
1966 год - демонстрация против оправдательного приговора бывшему фюреру СС Муреру в Вене, известному под кличкой "вильнюсский палач".
согласно соглашениям СССР с Австрией, его выдали в 55-м году Вене - хотя до этого осудили как нацистского преступника. В Вене же - сюрприз! - его преследовать не стали. В 1962 году в дело вмешался Симон Визенталь и против Мурера начался суд. Суд закончился в 63-м году ... оправданием вильнюсского палача, на совести которого тысячи замученных и убитых. Оправдание часть австрийского общества встретила ликованием, а многие известные тогдашние политики - в основном из австрийской консервативной партии, ÖVP, даже выступали на суде в защиту Мурера. В результате суд на нацистом превратился в трибунал над выжившими жертвами, а сыновья Мурера, по воспоминаниям журналистов "издевались и в открытую смеялись над еврейскими свидетелями обвинения".
Мурер, после того, как дело закрыли, дожил счастливо до пенсии в местечке Гайсхорн ам Зее и был уважаемым чиновником от партии консерваторов.
Студенты вышли на демонстрацию в 1965 году - протестовать против оправдания бывшего эсесовца-бельгийца Роберта Яна Вербелена. Его в Австрии тоже оправдали. Он, правда, знал, куда надо бежать в конце войны - его приговорили к смертной казни за военные преступления в 1947-м, но он бежал в Вену, где, используя поддельные документы, долго работал для американской службы информации - до войны он был журналистом. А еще стал информатором австрийской полиции и за это получил в 1959 году австрийское гражданство - что позволило ему жить дальше, не скрываясь. В 1962 году Визенталь передал "акты Вербелена" в австрийскую прокуратуру. Вербелена сразу же арестовали и Бельгия потребовала его выдачи, чтобы судить как нациста у себя. Но Австрия не выдала своего гражданина и суд прошел здесь. Как и следовало ожидать, в результате его оправдали - и он до конца жизни прожил в тишине и спокойствии, пописывая в правоэкстремистские издания и издавая детективы. Последняя из его книг называлась "У Бога косые глаза".
На фотографии студенты держат плакаты "Убийцы среди нас", "Репутация Австрии на кону", "Убийц отпускают".