у истории такое чувство юмора, что позавидует любой.
поэтому искать исторические корни чего бы то ни было - задача забавная донельзя.
к примеру, потому, что вдруг понимаешь - советская эстетика выросла из эстетики имперской. причем даже больше австро-венгерской, чем российской.
а было дело так. в начале 20-го века, а точнее, около 1913 года, в Вене, сами того не подозревая, встретились три будущих европейских диктатора.
Сталин жил совсем рядом от императорского парка - у Трояновских на Шёнбруннер Шлоссштрассе (на доме до сих пор можно увидеть памятную доску). Александр Трояновский - бывший аристократ и офицер, а ныне горячий поклонник марксизма, финансировал газету "Просвещение" и пригласил Сталина пожить у него, чтобы в тишине и спокойствии написать работу "Марксизм и национальный вопрос". к национальному вопросу мы еще вернемся, сначала - Шёнбрунн.
каждый день Сталин писал - или пытался флиртовать с няней Трояновских, которая, впрочем, отдавала предпочтение Бухарину - а еще часами гулял по весенней Вене: он прибыл сюда в январе, когда город был покрыт снегом и теперь стремительно оттаивал, зацветали магнолии, а потом и каштаны.
по улице, на которой расположился дом с квартирой Трояновских, убеленный сединами Франц-Иосиф ежедневно ездил из Шёнбрунна в Хофбург, на работу, и обратно. императорский выезд был всегда необыкновенно помпезным, монарх ехал в позолоченном экипаже, в сопровождении огромной свиты. процессия притягивала внимание венцев и по пути следования Габсбурга постоянно стояла толпа, желающая поглазеть на императора. Сталин тоже стоял в этой толпе, смотрел на пышные ливреи охраняющих, на монарха, одетого в военную форму. и годы спустя скопировал все это в советских парадах. блеск и мощь Советов - именно ее визуальная составляющая - были отблеском вот этих монарших габсбургских выездов. даже то, что диктатор облачился в военную форму, не будучи военным по сути - калька с имперского, когда глава империи автоматически становился главой армии. и даже привычка Франца-Иосифа даже в повседневной жизни носить военную форму - и та перекочевала позже в Кремль.
конечно, не один Сталин смотрел, как Франц-Иосиф ежедневно едет в Хофбург и обратно. друг Адольфа Гитлера, Кубичек, вспоминал потом: "Мы частенько стояли и смотрели, как старый кайзер едет в своей карете от Шёнбрунна в Хофбург". не прошло имперское великолепие и мимо еще одного диктатора 20 века - Броз Тито как раз в это время работал в Вене механиком.
чем теплее становилось, тем чаще Сталин выходил гулять в дворцовый парк. не подозревая, что в это же самое время тут гуляет и Гитлер, который тоже очень любил это место. историки пишут даже, что, возможно, так близки, как во время этих прогулок по аллеям Шёнбрунна, будущие диктаторы так никогда и не были.
но императорская процессия - не единственное, что Сталин увез из Вены с собой.
чтобы понять, как повлияла на сталинский "национальный вопрос" тогдашняя Вена, нужно представить себе тот город. вот как описывает его Вольфганг Шмельцтль: "... каждая нация носит свой собственный костюм. иногда кажется, что ты попал в Вавилон: вокруг слышен иврит, греческий, латынь, немецкий, французский, турецкий, испанский, богемский, словенский, нидерландский, арабский, хорватский, сербский, польский и так далее. каждый иностранец чувствует себя в Вене как дома." трогательные разноцветные картинки, где разные народности, населяющие монархию, были представлены в национальных костюмах - часть картины мира, а национальный костюм и язык - часть концепции Австро-Венгерской монархии.
когда читаешь про ту Вену, про смешение наций, пестрые костюмы и диковинные наречия, сразу вспоминаются фильмы вроде "Свинарка и пастух" - ассоциации напрашиваются очень явные. а еще кукольные наборы из нашего детства, где каждая кукла была одета в костюмы республик СССР. только представив себе Вену австро-венгерского периода понимаешь, что это - оттуда.
ну, потом еще были сталинские дома - копии венских "гемайнебаутен", социальных жилых комплексов, вроде знаменитого Карл-Марксхоф - и внешне, и по духу. и много еще других мелочей, скопированных в Вене. но это все потом. и Советский Союз развалится как карточный домик почти по тому же историческому сценарию, что и "многонациональная" Австро-Венгерская империя - но даже и после этого мало кто задумается о том, что, наверное, брать за образец погибающую империю, какой бы привлекательной в деталях она ни была, все же небезопасно.