Зловещий Баргест и немного псевдоэтимологии
Как я уже отмечал ранее, самой скверной репутацией из всех «стайных» Черных Псов обладали Дьявольские собаки Дандо. Но среди «одиночек» есть по крайней мере один персонаж, которого считают еще более страшным и зловещим существом - это Баргест (Barghest). Есть у этого воплощения ужаса и альтернативные имена, например, Barguest - вроде бы то же самое, но не совсем.
Вот в таком диком виде представляют себе Баргеста современные художники
Родиной Баргеста, скорее всего, является графство Йоркшир. Вот что написано про этого Чёрного Пса в «Британнике»:
https://www.britannica.com/art/Barghest «Barghest , также известный как Barguest или Bargest в фольклоре северной Англии (особенно Йоркшира), чудовищный призрачный пёс с огромными зубами и когтями, появляющийся только ночью. Считалось, что те, кто ясно видел его, вскоре умрут, а те, кто увидел зверя лишь мельком, будут жить, но только в течение нескольких месяцев. Демон Тидворта, Черная собака Винчестера, Padfoot из Уэйкфилда и Баргест из Бернли - это всё взаимосвязанные видения. Их валлийскими аналогами были красноглазые Gwyllgi, Собака Тьмы, и Cwn Annwn, адские псы. В Ланкашире монстра звали Trash, Skriker или Striker; его широкие, иногда обращенные назад ноги издавали шум, и он ужасно выл.»
Как нетрудно убедиться, авторы статьи свалили в одну кучу самых разных фольклорных персонажей. Далее в этом тексте туда же добавляется Модди Ду, хотя это совсем особая история. В общем, полезной информации здесь мало. Фактически это только упоминание о Йоркшире, а также о том, что Баргест «ужасно воет». Напомню, что многих Черных Псов, напротив, описывают как совершенно безмолвных. Исключение составляет только шотландско-ирландский Ку Ши (и упомянутый в статье валлийский Gwyllgi).
В Британии Баргест известен не меньше, чем Church Grim. И у него тоже нет «основополагающего мифа». Речь идет скорее о широко распространенных поверьях и представлениях. К сожалению, пока еще никто не взял на себе труд как-то систематизировать всю эту информацию и объединить её. Мне это тоже не удастся, поскольку сколько-нибудь авторитетные источники я не нашел, а проверить те, что есть, не представляется возможным без буквального личного опроса «местного населения».
Поэтому я просто перечислю некоторые свойства, приписываемые Баргесту:
1. Внешний вид - стереотипен, напоминает многих других Черных Псов. Огромные, как блюдца, пылающие глаза, длинная черная шерсть, гигантские клыки, с которых иногда капает слюна. Отличается особо крупными размерами - в том числе «величиной с лошадь».
2. Клыки и зубы Баргеста оставляют раны, которые никогда не заживают. Не совсем обычное свойство. К примеру, Church Grim вообще не способен ни к кому прикоснуться, он не материален.
3. Не может преодолеть водную преграду - и это единственное средство спасения для того, кому не посчастливилось встретить такое чудовище.
4. Может превращаться в человека, лошадь и медведя. Такое свойство сближает этого персонажа с оборотнями, что довольно неприятно - не потому, что страшно, а по причине добавления откровенно чужеродных мотивов.
5. Очень громко рычит и воет. В Йоркшире (а также в Корнуолле) даже распространена идиома «кричать (или выть), как Баргест». Этим воем призрак способен собрать обычных собак в несущуюся непонятно куда стаю.
6. Часто вокруг шеи (или вокруг всего тела) обмотана стальная цепь, которая громко звенит и волочится по земле.
Баргест, в отличие от многих других Черных Псов, может появляться в городе. Его часто встречали в Йорке, а также в Уитби (Whitby) - небольшом городке на берегу моря. Одной из местных достопримечательностей является большой национальный парк (North York Moors), значительную часть которого занимают «муры» - такие же болота, как в Дартмуре, до которого вообще-то отсюда очень далеко. Йорк находится к юго-западу от этого парка, а Уитби - к северо-востоку.
Одна из "туристических" улиц Йорка - с лучшими гостиницами и бутиками. Как не трудно заметить, слово Barghest украшает одну из вывесок
И в том, и в другом городе Баргест предпочитает посещать центральные кварталы, но только в ночное время. В местных путеводителях когда-то даже содержались советы не разгуливать по улице после наступления темноты, чтобы не стать ужином для чудовищного пса (впрочем, это непроверенное утверждение). Может показаться, что призрак должен «базироваться» на территории парка, разделяющего Йорк и Уитби, но это не так - местные поверья утверждают, что живет совсем в другом месте, которое называется Troller Gill, что можно перевести как «Расщелина троллей».
Troller Gill - действительно очень необычный объект. Находится он на территории еще одного национального парка (Yorkshire Dales National Park), расположенного к северо-западу от Йорка. «Расщелина троллей» представляет собой узкий промежуток между двух невысоких холмов (точнее, скальных образований, которые иной раз называют даже «кучами камней»). Сложены эти возвышенности не из гранита, как дартмурские «торы», а из известняка. Щель между ними возникла вследствие водной эрозии - весной ручьи переполняются и текут по местным оврагам (скорее это даже балки, а не овраги), легко размывая осадочные породы.
Расщелина Trollers Gill. Снимок взят из английской Википедии
Именно здесь, как считается, находится «дом» Баргеста. К сожалению, ранние легенды об этом, видимо, утрачены. Известно лишь стихотворение, приведенное в книге «Йоркширские легенды и традиции», написанной англиканским священником Томасом Паркинсоном и изданной в 1888 году.
Стихотворение очень длинное, поэтому нет смысла цитировать его полностью, достаточно сути истории: в ней говорится о человеке, который жил где-то поблизости от Troller Gill и очень хотел увидеть Баргеста своими глазами. Поэтому он отправился в «Расщелину троллей» с целью провести там целую ночь. Этот человек долго шел вдоль оврага, вслушиваясь в шум воды, пробегающей внизу.
В какой-то момент ему показалось, что ручей «шепчет» ему «Прощай!». Но человек не остановился и шел вперед до тех пор, пока не оказался близ самой расщелины, под ветвями старого тиса, листва которого была настолько густой, что свет Луны совершенно не проникал сквозь неё. В этом месте человек остановился и очертил себя магическим кругом, произнося языческие заклинания. Завершив этот обряд, он трижды поцеловал землю и призвал Баргеста. Тот сразу же появился и атаковал. Магический круг не остановил адское создание и на другой день какой-то охотник нашел в расщелине труп, на груди которого было множество следов, оставленных «не рукой смертного».
Стихотворение (в оригинале) можно прочесть здесь:
https://archive.org/stream/yorkshirelegend01parkgoog#page/n142/mode/2up Надо сказать, что в местной йоркширской прессе время от времени появляются статьи, авторы которых пытаются доказать, что прототипом Собаки Баскервилей был именно Баргест, поскольку мать Конан Дойла хорошо знала об этом персонаже и наверняка рассказывала писателю какие-то йоркширские легенды. С моей точки зрения, такая теория всё же очень сомнительна.
Одной из загадок, связанных с Баргестом, является само его имя. Его можно разделить на два отдельных слова - Bar и Ghest. Со второй частью всё более или менее ясно - это, скорее всего, искаженное слово Ghost (призрак, привидение, дух). В немецком языке, который имеет общее происхождение с английским, тоже есть похожее слово - Geist.
В то же время понять, что обозначает Bar, не так-то просто. Дело даже не в том, что в английском языке у этого слова есть несколько десятков совершенно разных значений. Путаница усиливается, если принять во внимание, что Bar в данном случае - это тоже результат какого-то искажения.
Вальтер Скотт, который тоже интересовался призрачными собаками, предполагал, что Barghest - это «дух похоронной телеги». Такой вывод он сделал, предположив, что Bar - это искаженное древнегерманское Bahre. В современном немецком языке это слово тоже используется. Буквально оно обозначает «носилки», но так называют еще, например, обычную больничную каталку. Разумеется, на ней можно везти и умершего.
Тут есть один нюанс - в английском языке носилки - это barrow. А тележка, соответственно, wheelbarrow, то есть буквально «носилки на колесах». Поскольку люди во всём мире стараются «экономить», сокращая слова, barrow может обозначать как носилки, так и тележку. Но не только. Самое примечательное, что у barrow есть «альтернативное значение» - так называют курган. Причем не просто мелкую возвышенность - подразумевается, что это погребальный курган. Такие же совпадения прослеживаются в ирландском и гэльском (шотландском) языках. Там носилки (или тележку) и погребальный курган называют bara.
Отсюда напрашивается скучноватый, но, по-моему, наиболее правдоподобный вывод о том, что Barghest - это скорее дух кургана, чем дух похоронной телеги. То есть перед нами некая вариация всё того же Ку Ши. Курган - это вход в потусторонний мир.
Погребальные курганы близ Стоунхеджа
Еще один интересный момент: в немецком языке «курган» - это отнюдь не bahre, а Karren (или Karre). И у этого слова есть второе значение - «повозка, тележка». Этимология слова Karren неплохо изучена - оно происходит от латинского carrus (как и отлично всем известное английское Car). То есть это «заёмный» термин. Судя по всему, его переняли у римлян, а уже затем «привязали» к нему похоронный курган.
В общем, получается так, что для носителей древнегерманского языка тесная связь между носилками, со временем превратившимися в тележку, и курганом была совершенно очевидной, пришедшей из каких-то незапамятных времен. В итоге такую «привязку» делали даже для заёмных слов. Природа этой связи более или менее понятна - речь идет о различных аксессуарах погребального ритуала. Кельты об этой связи, судя по всему, тоже знали, хотя в валлийском языке подобного совпадения всё же нет.
К сожалению, в целом информации о Баргесте довольно мало. Между тем, его «лидерские качества», способность созывать целую стаю других собак - это очень интересно. Отсюда можно вывести гипотезу о том, что «одиночные» Черные Псы - это перевоплощение предводителя Дикой Охоты. К примеру, в легенде о Вальдемаре Аттердаге прямо говорится, что он мог превращаться в огромного черного пса, похожего на тех, что сопровождали его во время Неистового Гона.
Возможно, со временем мне еще удастся найти что-то новое о Баргесте, а пока, то есть в следующем тексте, я напишу про нескольких других персонажей, которые не столь широко известны. Каждый из них является героем всего лишь одной истории.