Противоречивая история Черного Пса. Часть 16.

Oct 26, 2020 23:37

Черный Пес из Lyme Regis и «Огниво»

В графстве Дорсет (это юго-восток Англии) есть небольшой город Лайм-Риджис (Lyme Regis), в котором есть гостиница Black Dog, а также заведение Black Dog Tea Room (то есть чайная, хотя по существу это ресторан). Оба этих названия появились здесь не случайно - в этом городке есть своя собственная, уникальная легенда о Чёрном Псе. Упоминания о ней присутствуют на многих ресурсах, включая англоязычную Википедию. Один из примеров:

https://caspar-test.fandom.com/wiki/Black_Dog_of_Lyme_Regis



Кафе Black Dog Tea Room в городке Lyme Regis

Содержание этой легенды таково: на местной улочке Haye Lane когда-то жил фермер, к которому по вечерам повадился ходить странный пёс. Он был черный, как смоль, с лохматой шерстью, но главным было другое: фермер сразу почувствовал в этом животном что-то потустороннее.

Пёс вел себя удивительно смело - заходил в дом и ложился на пол у камина, не обращая внимания на хозяина, а глубокой ночью уходил. Это продолжалось долго, день за днем, и фермер боялся прогнать своего странного гостя. В конце концов, не выдержав насмешек, которыми в связи с этим донимали его соседи, этот человек выпил вина для храбрости, дождался, пока пёс придет в очередной раз, а потом схватил кочергу и попытался его прогнать.

Чёрный пес, однако, побежал не на улицу, а вверх по лестнице, на второй этаж, а потом и на чердак. Фермер преследовал собаку по пятам, размахивая своим «оружием». В тот момент, когда он уже хотел нанести удар, пёс вдруг прыгнул прямо сквозь стену и исчез, словно его никогда не было. Раздосадованный фермер стукнул кочергой по стене, и она неожиданно легко сломалась. Из образовавшейся дыры немедленно посыпались золотые монеты.

Клад, найденный при этих необычных обстоятельствах, оказался так велик, что на вырученные деньги фермер выстроил на месте своего дома гостиницу и сделался одним из самых богатых людей в городе.
С тех пор улицу Haye Lane стали называть Dog Lane, и прохожие иногда видели на ней призрачного Черного Пса. Последний такой случай, как утверждает местный путеводители, произошел в 1959 году.

Главная особенность этой легенды - это, наверное, лёгкость, с которой для неё можно придумать вполне рациональное объяснение. Вполне вероятно, что речь идет о своего рода «отмывании денег». Фермер, о котором идет речь в повествовании, где-то раздобыл богатство, возможно, не самым честным способом, а чтобы объяснить его происхождение - придумал красивую историю с кладом, воспользовавшись старыми поверьями, которые в действительности и представляют интерес.

Конечно, вся эта история также может быть, подобно легенде о Черном Шаке, всего лишь пересказом какого-то более древнего мифа, призванным привлечь внимание к провинциальной гостинице. Но ни буквального повторения, ни какого-то похожего повествования мне обнаружить так и не удалось. В то же время «обобщенные» поверья о неких призрачных черных псах, охраняющих сокровища, распространены довольно широко. Они известны не только в Британии, но и в Германии, а также в Чехии и Польше, хотя это и славянские страны.



"Нетипичная" иллюстрация к сказке "Огниво" - солдат сделан латником, а одна из мистических собак действительно черная.

И вот тут сразу вспоминается знаменитая сказка Андерсена «Огниво», в которой три собаки, одна громаднее другой, охраняют таинственную подземную сокровищницу. Сама по себе эта история, как нетрудно заметить, представляет собой вариацию на тему «Волшебной лампы Аладдина». Андерсен, в отличие от братьев Гримм, не ограничивался литературной обработкой фольклора, скорее он заимствовал из него отдельные мотивы, сюжетные повороты и некоторых персонажей, обращаясь со всем этим весьма свободно. Именно поэтому джинн и был заменен на гигантских собак.

Что касается остальных замен (вместо магрибского колдуна - ведьма, вместо лампы - огниво), то они были сделаны еще до Андерсена. Убедиться в этом можно, прочитав, к примеру, словацкую сказку «Волшебная лампа». Несколько более известна сказка братьев Гримм «Синяя свечка» (кстати, советский фильм «Старая, старая сказка» ближе именно к этому варианту, чем к «Огниву»).

Андерсен привнес в сюжет два существенных изменения. Первое из них - это отказ от мотивации действий главного героя сказки. Солдат ведет себя сначала просто бесчестно, а потом еще и жестоко, что никак не объясняется. Это достаточно странно - в «Волшебной лампе Аладдина» все поступки героя вполне понятны, иной раз их даже слишком подробно растолковывают. Не вызывает особых вопросов и солдат из «Синей свечки». А вот у Андерсена - почему-то всё наоборот, однако именно его вариант стал самым популярным.

Второе изменение - это та самая замена джинна (в «Синей свечке» - «маленького черного человечка») на призрачных собак. Откуда Андерсен их «взял», понятно - из тех самых древних поверий, из фольклора. Почему же он про них вообще вспомнил? Рискну предположить, что у Андерсена, что называется, «сработал ассоциативный ряд». На что более всего похожа вылазка солдата в подземную сокровищницу? По-моему - на удавшуюся попытку разграбления древнего кургана, состоящего из нескольких погребальных камер. В «Аладдине» такая ассоциация не возникает, поскольку тамошний подземный мир слишком велик и волшебен, в нем растут целые сады, а с их веток свисают драгоценные камни. Уже в «Синей свечке» ничего похожего нет - обычное тесное подземелье.



Кости домашнего животного, найденные в древнем погребальном кургане близ Новочеркасска. Источник: https://sfedu.ru/www2/web/press-center/news/56555

Как известно, в древних погребальных курганах часто обнаруживаются не только останки усопшего, но и кости домашних животных. Иногда это лошади, но встречаются и собаки. Это обозначает, что умершего готовили к напряженной загробной жизни. С этой же целью в кургане размещались ценные предметы, запас еды и оружие. Известно также, что иной раз в могилу вместе с покойным мужем добровольно отправлялась его супруга.

Подобные ритуалы по своему содержанию и основной цели, безусловно, отличаются от «строительной жертвы», однако они также могли приводить к появлению легенд о призрачных псах, охраняющих могилу своего покойного хозяина. Поскольку в кургане могли находиться значительные материальные ценности, наличие собаки имеет даже более понятный и практический смысл, чем в рассказах о Church Grim.

Здесь необходимо вернуться к этимологии слова Grim. Сегодня оно обозначает «мрачный», но так было не всегда. В своем нынешнем виде это слово появилось в английском языке в конце XII века:

https://www.macmillandictionaryblog.com/grim#:~:text=Origin%20and%20usage,in%20the%20late%2012th%20century

«Слово grim происходит из прото-индоевропейского ghrem, что обозначает «сердитый». Со временем это слово преобразовалось в прото-древнегерманское grimmaz, обозначавшее «жестокий, дикий, болезненный» ».

Этот же корень был использован в славянских языках - так появились слова «гром» и «греметь»:

https://en.wiktionary.org/wiki/grim

Казалось бы, «сердитый» и «греметь» - это очень разные понятия. Но связь между ними станет понятной, если предположить, что исходное индоевропейское слово представляет собой звукоподражание. Нечто вроде «ргрммм!» - что напоминает рычание разозленного пса, а при очень громком произнесении - гром. Рычать, конечно, способны не только собаки, но человеку всегда ближе домашние животные.

Остается вспомнить про страшного пса Гармра - сына Локи и стража подземного мира, в который люди попадают после смерти. Имя этого хтонического чудовища явно восходит к тому же индоевропейскому корню.



Современное изображение четырехглазого волка Гармра, охранявшего вход в Хельхейм.

Таким образом «каноническую» версию о том, что Church Grim является «строительной жертвой», возможно, придется пересмотреть. Очень похоже на то, что первоначально «разозленная собака» (а именно таково, судя по всему, исходное значение слова grim - прилагательного, у которого потерялось существительное) охраняла не церкви или какие-то дома, а погребальные курганы со спрятанными в них сокровищами.

Со временем могли возникнуть две разные трактовки легенды о таком призрачном страже - в одной из них пёс оберегал клад, а в другой - проход в потусторонний мир. В результате, с одной стороны, появились Гармр и Кербер (Cerber), а с другой - Черный Пес из Lyme Regis и собаки из «Огнива».
В этой простой модели есть, впрочем, очевидный изъян: охрана вовсе не является главной функцией Черных Псов. Большинство посвященных им быличек и легенд рассказывают о совсем ином, что будет вполне очевидно при изучении других «одиночных» историй о призрачных собаках.
Previous post
Up