Райские гончие
На протяжении целых столетий жители Дартмура полагали, что и Гримспаунд, и множество других странных сооружений - это своего рода наследие друидов. С ними же связывала молва и загадочный Wistman Forest. Ошибочность этих представлений удалось выявить только в XIX веке. Тем не менее понять, почему это заблуждение стало таким прочным и распространенным, в целом нетрудно - ведь друиды были жрецами кельтов, а кельты жили в Британии задолго до появления на её территории не только саксов и норманнов, но и римлян.
Современные последователи друидов проводят некий ритуал на фоне Стоунхеджа (не имеющего к друидам ни малейшего отношения). Источник -
https://www.quora.com/How-much-history-is-known-about-the-druids Ко всему прочему, друиды по сей день окружены плотной завесой тайны. Эти люди не использовали письменность для сохранения своих знаний, предпочитая передавать их потомкам устно. Из-за этой дурной привычки сколько-нибудь достоверных сведений как о кельтах, живших на Британских островах, так и о друидах, крайне мало.
Собственно говоря, меня интересует не история британских кельтов, а их мифология, но это даже хуже - тут приходится двигаться по почве куда менее надежной, чем любые торфяные болота. До сих пор не решен вопрос даже о том, являлись ли кельты неким общим народом, или же более или менее случайной совокупностью мелких племен. В частности, территорию Дартмура (и Девона в целом), так же, как и нынешний Корнуолл, населяли некие «думноны».
Иллюстрация, изображающая подготовку к сожжению людей в плетеном чучеле. Этот обычай был приписан кельтам Юлием Цезарем. Источник -
https://www.britannica.com/topic/Druid Первым «исследователем» кельтской мифологии был, видимо, Юлий Цезарь. Правда, он писал не про островных кельтов, а про их континентальных родственников - галлов. Тем не менее в 6-й книге «Записок о Галльской войне» можно прочесть следующее:
https://librebook.me/zapiski_o_gallskoi_voine/vol2/6 «В определенное время года друиды собираются на заседания в освященное место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их определениям и приговорам. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для ее изучения.»
Таким образом, разумно предположить, что религиозные воззрения и мифология были общими для кельтов по обе стороны Ла-Манша. Разумеется, целиком положиться на Цезаря нельзя - он просто не мог быть беспристрастным, но всё же определенная добросовестность в его свидетельствах присутствует.
Стоит выделить еще два фрагмента этой книги (приведу их в одной цитате):
«Из богов они [галлы] больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам. Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной.
…
Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, именно - в солнце, Вулкана и луну; об остальных богах они не знают и по слуху.»
Прямое сопоставление кельтских божеств и «олимпийцев», сделанное здесь Цезарем, разумеется, довольно примитивно. И всё же следует выделить явное первенство Меркурия. Впоследствии с этим же богом сопоставляли небезызвестного Одина (Вотана) - а ведь это уже германо-скандинавское язычество.
Изображение "кельтского Юпитера" - Тараниса. Некоторые исследователи считают, что это божество было попросту навязано римлянами. Источник -
http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Gundestrup_C.jpg Существование таких каст, как друиды и «всадники» (это название использует Цезарь), а также вера в переселение душ делает кельтов в какой-то степени похожими на индусов с их кшатриями и брахманами. Так или иначе, речь идет о народе (или народах) с хорошо развитой религией - а это значит, что и мифология должна быть богатой. А если это так, многие мифологические сюжеты, в том числе легенды о Дикой охоте, вполне могли быть «унаследованы» саксами, а после и норманнами именно у кельтов.
К сожалению, именно тут почва под ногами разъезжается, и я вполне могу плюхнуться в яму с жидкой грязью. Цезарь, к сожалению, не позаботился о том, чтобы записать какие-нибудь древние легенды, распространенные среди галлов. Точнее, некоторые сомнительные истории, попавшие в его книгу (например, о жертвенном сожжении людей внутри плетеного чучела) вполне могут на поверку оказаться сказочными, но и не более того.
В результате кельтские мифы были записаны лишь в Средние века, а это значит, что содержание таких записей может соотноситься с «оригиналом» примерно так же, как книга Томаса Мэлори о короле Артуре соотносится с реальной историей Британии VI-го столетия. Тем не менее никакого другого материала просто нет.
Проигнорировав на некоторое время «проблему достоверности», можно констатировать, что кельтская (точнее, валлийская) версия Дикой Охоты кардинально отличается от общеевропейской. Призрачные гончие в этом варианте называются Cŵn Annwn, что в обозначает «псы Аннуина», причем они вовсе не черные, а белые. Уши у этих собак - красные, и это, пожалуй, единственная зловещая деталь, поскольку красный цвет у кельтов символизировал смерть.
Охота с Cŵn Annwn. Источник -
https://twitter.com/eclary84/status/928711805265989632/photo/1 Аннуин - это название потустороннего подземного мира, если угодно - царства мертвых, но необходимо учитывать, что речь в данном случае идет вовсе не про христианский ад, и даже не про древнегреческий печальный Аид. Совсем наоборот - Аннуин описывается как место радости, постоянной сытости и изобилия. Обитатели этого мира вечно молоды и никогда не болеют. Словом, Аннуин очень похож на бесхитростный рай.
В довольно позитивных красках описываются и правители Аннуина - Араун (Arawn), а также Гвин ап Нудд (Gwyn ap Nudd). Между тем, именно эти короли подземного мира выступают в качестве вождей Дикой охоты. Чаще всего упоминается Гвин ап Нудд, которого иногда также описывают, как воплощение зимы. В то же время он является еще и психопомпом (проводником душ). Другими словами, это предшественник архангела Гавриила, он выполняет ту же самую функцию.
Исходя из всего этого, можно предположить, что Дикая охота - это вовсе и не охота, а сбор потерявшихся на пути в Аннуин душ. Соответственно, Cŵn Annwn - своего рода «райские гончие». Ясно, что со временем боровшиеся с язычеством христианские проповедники вполне могли превратить Аннуин в ад, Арауна и Гвин ап Нудда - в демонов, а несчастных и безобидных белых псов - в черных Адских гончих, в Wisht Hounds и дьявольских собак Дандо.
К сожалению, при всей внешней убедительности этой версии у неё нет весомых доказательств. Дело в том, что миф о Cŵn Annwn вполне могли выдумать не до, а после того, как кельтов потеснили саксы, а затем и норманны.
Косвенным доказательством того, что такое вполне могло случиться, может послужить валлийская легенда о Mallt-y-Nos. Она существует в разных вариантах, и все они, скорее всего, представляют собой результат «глубокой модернизации» оставшегося неизвестным древнейшего мифа, о предположительном содержании которого я напишу завтра.