Неистовый гон
Главными участниками «канонической» Дикой охоты, как это нетрудно заметить, являются призрачные всадники. Черные псы с огненными глазами - это всего лишь «эскорт», элемент антуража. Тем не менее в некоторых случаях наблюдается явное смещение акцентов - из всей летящей между небом и землей кавалькады остается лишь один Тёмный охотник, а значимость Адских гончих заметно возрастает.
Неистовый гон в лесу Wistman Forest. Источник -
http://ethanpennell.com/portfolio/paintings-the-dartmoor-folklore-project-1/ У этой особой разновидности Дикой охоты есть своё собственное название - «Неистовый гон». В данную категорию, входят, в частности, рассказы о Wisht Hounds, но не только. Еще более характерными примерами являются легенды о Дьявольских собаках Дандо и о гончих псах Гавриила. Это существенно разные истории, хотя, скорее всего «произрастают» они из одного и того же «корня».
Для начала я приведу самый, пожалуй, известный рассказ о Дьявольских собаках Дандо:
«Однажды, ветреной ночью, бедный скотовод шел по болотам [moors - В.Д.], возвращаясь домой. Где-то вдали, среди торов [тех самых холмов с гранитными макушками - В.Д.] он услышал лай и вскоре понял, что это мрачный хор собак Дандо. До дома оставалось три или четыре мили, и скотовод, встревожившись, постарался идти настолько быстро, насколько это было возможно, шагая по такой коварной почве, но увы - печальный лай и пугающий клич охотника всё приближались и приближались.
После долгого бега преследователи оказались так близко, что при взгляде назад скотовод, к своему ужасу, уже сумел отчетливо увидеть и охотника, и гончих. Особенный страх вызывал охотник - его глаза были величиной с тарелку, а рога и хвост окончательно придавали ему вид, который в легендах приписывается дьяволу. Он был черного цвета и с длинным охотничьим шестом в руках. Псов же было так много, что вся видимая часть болота тоже стала черной. Все эти собаки фыркали и издавали неописуемо страшный визг.
Вблизи не оказалось ни дерева, ни камня, ни какого-нибудь дома - спрятаться негде, так что пастуху оставалось только отдать себя на растерзание свирепой своре, как вдруг ему пришла в голову удачная мысль.
Он упал на колени, молясь, как раз перед тем, как псы собирались броситься на него. И в произнесенных им святых словах обнаружилась странная сила - как только они были произнесены, адские собаки встали на месте, издавая еще более печальный вой, чем перед этим. И тогда охотник крикнул: «Bo shrove!», что, как утверждает рассказчик этой истории, на старом языке обозначает «мальчик молится». Псы развернулись, пошли в какое-то другое место и пропали из виду».
Надо сказать, что shrove - это скорее «масленичный». Слово используется в сочетании с названием одного из дней последней недели перед Великим постом.
Церковь в деревне St.Germans. Именно в ней и совершал свою службу в свободное от охоты время священник Дандо. Источник:
http://carolsnotebook.com/2014/01/30/thursdays-tale-dando-and-his-dogs/ Следующая история рассказывает о происхождении названия Дьявольских собак Дандо:
«В окрестностях прекрасной деревни St. Germans [ небольшая деревня в графстве Корнуолл - В.Д.] ранее жил священник …чья жизнь, по-видимому, не вполне соответствовала его обетам.
Он жил жизнью традиционного «веселого монаха». Он ел и пил лучшее, что могла ему дать земля, или что можно было купить за деньги; говорили, что его снисходительность простиралась далеко за обычные пределы хорошей жизни. Священник Дандо был, несмотря на все его пороки, человеком, любимым людьми. Он был добродушным и потому слепым ко многим их грехам. Фактически, своим милосердием он прикрывал собственное беззаконие, и он свободно прощал всех, кто приходил к нему на исповедь.
…
Грешный священник был завзятым охотником… Дандо в погоне за погоней не обращал внимания ни на какую собственность. Много кукурузных полей было вытоптано, и многие сады были разрушены лошадьми и собаками, которых этот стремительный охотник бездумно вел за собой.
…
Однажды утром в субботу Дандо и его буйные товарищи долго охотились; добычи было много… Утомленный долгим и нетерпеливым бегом, Дандо попросил выпить. Он уже опустошил фляги сопровождающих его охотников.
«Пить, я говорю, дайте мне пить», - закричал он.
"Откуда нам взять выпивку?" спросил кто-то из его приятелей.
«Если не можешь достать то, что нужно, на земле - отправляйся за этим к черту», - сказал священник, саркастически смеясь над собственной шуткой.
В этот момент какой-то лихой охотник, который до этого незаметно смешался с толпой, вышел вперед и преподнес Дандо богато украшенную флягу, сказав: «Вот тот ликер, что подают в заведении, о котором вы говорите. Он согреет и оживит вас -я это гарантирую. Пей, друг, пей».
Дандо пил большими глотками; фляга, казалось, цеплялась за его губы. Странный охотник смотрел на него с радостным, но злобным выражением лица, зловеще ухмыляясь.
Вскоре Дандо глубоко вздохнул и убрал флягу, восклицая: «Черт возьми! Вот это действительно выпивка. Боги делают такой нектар?»
"Дьяволы делают", сказал охотник.
…
Оглянувшись с полудиотическим взглядом, Дандо увидел, что его новый друг присвоил часть добычи. Несмотря на опьянение, эгоизм священника не угас, и он схватился за дичь, восклицая …: «Ничего из этого не твое».
«То, что я взял, я сохраню», - сказал охотник.
«Но во имя всех чертей - это моё», - возразил Дандо.
Охотник тихо поклонился.
Гнев Дандо вспыхнул, как пламенем, он уже не контролировал себя. Священник скатился со своей лошади и бросился, шатаясь, на коня своего неизвестного друга, произнося самые страшные клятвы и проклятия.
Конь странного охотника был великолепным существом, черным как ночь, и его глаза блестели неестественным огнем, как самые яркие звезды. Он ловко повернулся в сторону, и Дандо упал, сильно ударившись о землю. Падение, казалось, только усилило его злобу, и он взревел от ярости. С помощью своих приспешников он быстро поднялся на ноги, и снова встал рядом с охотником, который трясся от смеха, тихо повторяя: «Добыча моя».
«Я пойду в ад за ней, но я заберу её у тебя», - крикнул Дандо.
«Пусть же так и будет» - сказал охотник; и, схватив Дандо за воротник, поднял его с земли и посадил, как ребенка, перед собой.
Конь рванулся вниз с холма, его копыта выбивали огонь по каждому шагу, а собаки, яростно лая, следовали за ним. Достигнув берега Линчера, конь со странным охотником и Дандо совершил потрясающий прыжок далеко в воду, а за ним последовали и гончие, после чего все они исчезли в ярко вспыхнувшем пламени, из-за которого река ненадолго превратилась в бурлящий горячий поток. Затем воды сомкнулись над обреченным на смерть священником и потекли так же спокойно, как и всегда.
Все это произошло на виду у собравшихся крестьян. Дандо никогда больше не видели, и его страшная смерть была воспринята многими как предупреждение для церкви. Один из свидетелей изготовил впоследствии стул для епископа, на котором была вырезана картина, изображавшая Дандо и его собак, чтобы память о его не исчезла.
В церкви St. Germans до сих пор стоит этот стул, и все, кто сомневается в истинности этой истории, могут увидеть изображение, вырезанное на прочном дубе.
…
По утрам в воскресенье люди часто слышат собак священника, которые словно бы вновь преследуют добычу во время охоты. »
Это повествование - довольно любопытный пример искажения привычных мотивов. Начинается история с традиционного упоминания о нездоровом увлечении главного героя охотничьими забавами, а вот конец нестандартен - Дандо просто утаскивают в ад, а Темным охотником как был, так и остался сам Дьявол.
Можно достаточно обоснованно предположить, что рассказ о наказанном священнике был придуман сравнительно недавно - возможно, в XVII или XVIII веке. На это указывает и стиль повествования, и наличие «нравоучительных» вставок (я их опустил для краткости, но ниже будет ссылка на оригинал), и даже упоминание о разорении крестьянских хозяйств.
Обе истории про Дьявольских собак я взял отсюда:
https://www.pitt.edu/~dash/huntsman.html#dandydogsПервоисточник - Robert Hunt Popular Romances of the West of England; or, The Drolls, Traditions, and Superstitions of Old Cornwall
Роберт Хант в своей книге (и не только он) выдвигает предположение, что Дьявольские собаки Дандо и Wisht Hounds - суть одно и то же. Скорее всего, это так и есть, но нельзя не заметить и отличий. Вот некоторые из них:
- Собаки Дандо очень многочисленны (покрывают обширные пространства, как черная туча). Про Wisht Hounds такого не говорят.
- Руководит Собаками Дандо непосредственно Дьявол. В то же время Wisht Hounds могут подчиняться какому-нибудь давно умершему злодею (например, Ричарду Кейблу), языческому богу или просто какому-то неопределенному «Тёмному охотнику».
- Встреча с Wisht Hounds ничего хорошего не сулит, но какими именно будут последствия - неизвестно. С Дьявольскими собаками Дандо всё намного проще - они постараются сами расправиться со случайно встреченным ими бедолагой, разорвав его на куски или утащив в ад.
В общем, всё выглядит так, как будто кто-то развил первоначально размытую и туманную легенду, превратив её в страшную сказку. И у неё, как это часто бывает, есть «альтернативная версия»:
http://mazedtales.org/content/stories/dando-and-his-dogs «Настоятель по имени Джон нарушил субботу, чтобы отправиться на охоту. Он отделился от своих спутников во время преследования оленя… Его лошадь после долгого бега стала прихрамывать. В конце концов он был вынужден дать ей отдых… Приор Джон с недоверием потер глаза. Глядя сквозь туман и ветки деревьев, он был подумал, что видит великолепный пир, разложенный под деревьями, и темного незнакомца, разжигающего огонь…
«Почему бы не попировать вместо того, чтобы охотиться в субботний день?» - приятный голос пригласил промокшего и замерзшего священника согреться у костра и составить компанию незнакомцу.
«Почему бы и нет?» - подумал Приор Джон, чувствуя себя голодным до безумия, да и еды для одного охотника наверняка было слишком много. Он принялся жадно есть и пить, а затем весело сказал незнакомцу:
«Я бы отправился в ад и вернулся, чтобы снова найти такую еду».
«Тогда ты должен это сделать!» - сказал незнакомец, который в одно мгновение превратился в рогатого зверя.
И для Приора Джона тут же снова началась охота. Но на этот раз беднягу безжалостно преследовали его собственные гончие, которых подгонял Дандо, Рогатый Охотник. Погоня продолжалась через поля и вдоль скал от Даундерри до Портуринкла, вплоть до Рэйма и обратно, прежде чем загнать Джона и его лошадь обратно в Шевиок. Вместо того, чтобы возвращаться к St. Germans, как надеялся Джон, Рогатый Охотник и его стая диких черных собак окружили его лошадь в переулке Святого Георгия. Собаки Джона бегали и скулили вокруг.
Перед тем, как переулок круто повернул к реке, Джон с тоской посмотрел через поля на знакомое лесное пространство, где впервые увидел оленя. Ему захотелось помолиться на берегу... Рогатый Охотник засмеялся над запоздалой набожностью приора и погнал его дальше. Наконец деревья расступились, стал виден берег и бурная река.
…
Гончие мчались по пятам Джона, они настигли его и затащили в омут. Дандо Рогатый Охотник прыгнул за ними, забрав свою жертву прямо в ад. Монахи в аббатстве St. Germans отправились на поиски своего приора...
Деревья низко нависали над рекой, с их голых ветвей в воду падали листья, но никаких следов Джона уже не было. Его больше никогда не видели, в отличие от Дандо Рогатого Охотника»
Вид на реку Линер с того самого участка берега (пляж Dandy Hole), на который загнал несчастного приора Рогатый Охотник.
Как нетрудно заметить, Дьявола с лёгкостью заменил некий «Рогатый Охотник Дандо» - и теперь это уже не имя священника. Таким образом, у одной и той же истории есть как минимум два существенно различающихся варианта - и оба очень уж «литературные», с красочными и яркими деталями.
Совсем иное дело гончие Гавриила (Gabriel Hounds). Информации о них крайне мало. Тем не менее общее впечатление об этом варианте Неистового гона получить можно. Главная особенность Гончих Гавриила - это то, что они никогда не бегают по земле, предпочитая летать на небольшой высоте. Происходит это чаще всего ночами, так что псов обычно не видно - с неба доносится только их лай.
Таким образом, поначалу Гончие Гавриила выглядят в точности так же, как «летучая вариация» Wisht Hounds. Более того, иногда им приписываются и те же устремления - похищение некрещеных младенцев. Тут, разумеется, возникает вопрос - при чем тут Гавриил? Это ведь не какой-то подручный дьявола, а совсем наоборот - один из четырёх архангелов.
Видимо, разгадка кроется в одной из примет, связанных с этими призрачными псами. Согласно поверью, в том доме, над которым кружат Гончие Гавриила, вскоре кто-нибудь умрёт. Это обозначает, что сами призраки никого не убивают и не похищают, их появление только предвещает какому-то человеку скорую смерть. Тут следует вспомнить о том, что именно Гавриил предупредил Деву Марию о её скорой кончине. В иудаизме он и вовсе выполняет обязанности ангела смерти, сопровождая душу умершего в потусторонний мир.
Как ни странно, появление этого персонажа в компании призрачных собак вполне может указывать не на «христианизацию» старых языческих легенд, а о движении в обратном направлении - к исходному мифу, точнее, к логике этого мифа. Но об этом в следующий раз…