Республика Сербская, Рудо: город малины и "Фольксвагенов". 14 декабря 2019 года. Часть пятая.

Jan 19, 2021 23:34

Окончание. Начало в предыдущих постах:

Путь из Вишеграда в Рудо и наглый таксист
Музей Первой пролетарской бригады НОАЮ
Незаметная граница между Сербией и Республикой Сербской и самая короткая река в Европе
Партизанское кладбище и пустая мечеть

...Программа была выполнена - буквально всё, что можно за день посмотреть в Рудо, я увидел. Теперь оставалось только добраться до Вишеграда, причём сделать это надо было побыстрее - ночью автостоп на Балканах мёртвый.
Я прошёл по обочине автодороги и встал на вроде бы удобную позицию возле старого полицейского участка. Заодно удалось рассмотреть домик получше. Когда-то он явно выглядел неплохо, австрийцы умеют строить. Но сейчас фахверковые стены разрушаются, деревянная крыша обрушилась уже наполовину. Вообще удивительно, как здание участка пережило две мировые войны и гражданскую войну в Боснии. Да что тут говорить - уцелел даже деревянный нужник возле дома.


Время было около двух часов дня, то есть до автобуса оставалось около часа. Машины проезжали почти каждую минуту, я решил попытать счастья с автостопом и вытянул правую руку.
Однако машины не останавливались. Вот вообще никого. Прошло полчаса, я сменил позицию, пройдя вперёд около ста метров, заодно оставив за собой один из поворотов в Рудо, из-за которого терял часть трафика.
Но и тут лучше не стало. Машины проносились мимо на высокой скорости. Пройти ещё вперёд не имело смысла - там начинались опасные повороты, в таких местах точно никто не остановится.
Вдруг удача решила мне улыбнуться - чёрный внедорожник, выехавший как раз из оставшегося позади поворота, притормозил возле меня. За рулём сидел молодой парень, рядом с ним - девушка.
- Добар дан! - поздоровался я. - Идем у Вишеград!
- Хэллоу, - отозвался водитель. - Ай гоу ту Меджеджа.
Меджеджа - это село между Вишеградом и Горажде, то есть частично мне было бы по пути с иностранцами. Но в тот момент я не знал, где находится Меджеджа.
Водитель зачем-то спросил мой паспорт, продолжая говорить по-английски. Я решил, что это местный серб почему-то ломает комедию, ну да ладно, и говорил ему по-сербски.
Совсем невовремя на дороге показалась полицейская машина. Проехав мимо нас, стражи порядка громко просигналили - видимо, остановка в этом месте была запрещена, хотя таких знаков я не видел.
Посмотрев мой паспорт, водитель что-то сказал про мигрантов, Меджеджу, потом раза три-четыре повторил «сорри» и уехал, не забыв отдать мне документ. Увидев задний номер джипа, я понял, что это ребята из Германии.
Что это вообще такое было? Боится мигрантов, смотрит паспорт чисто белого человека, потом извиняется и уезжает. Зачем тогда вообще останавливался, если боится подвозить людей? Общения не хватает?

Ну ладно, у немцев свои заморочки, у меня свои, а тут вообще Босния. Я снова стал ловить машину. И долго ждать не пришлось - буквально через пять минут рядом со мной остановилась легковая иномарка (не «Фольксваген»).
Водителем оказался серб лет 35-37 по виду, ехавший из Рудо в Рогатицу - это тоже между Вишеградом и Сараево. Водитель сказал, что подвезёт меня до того же перекрёстка, где я утром вышел из автобуса и нашёл такси.
По пути разговорились. Водитель, как оказалось, работает в фирме, которая производит двери и устанавливает их (опять-таки лесная отрасль). В Рудо он как раз ездил, чтобы установить дверь в какой-то дом.
По пути обсудили традиционные вопросы - оторванность и бедность Рудо, сложное экономическое положение Республики Сербской, политику, историю войны в Боснии.
- Ты смотрел фильм «Красивые сёла красиво горят»? - спросил мой попутчик, когда мы находились уже недалеко от перекрёстка.
- Нет, только знаю, что этот фильм про войну в Боснии, - ответил я.
- Вот, смотри, это тоннель, в котором происходили события, по которым был снят фильм, - указал серб на один из множества тоннелей.
Мы приблизились к сооружению. На въезде в тоннель установлен памятник, а буквально все бетонные элементы сооружения изрешёчены пулями.
- А вот в том железнодорожном тоннеле снимали этот фильм, - показал водитель на терявшийся в горах тоннель той самой австрийской узкоколейки.
Видимо, в асфальт была закатана только часть дороги от Рудо до трассы Вишеград-Сараево, а часть железнодорожной инфраструктуры сохранилась. И съёмочной группе фильма «Красивые сёла красиво горят» как раз пригодился аутентичный неиспользуемый туннель.
Вот, наконец, и выезд на трассу. Водитель остановил в удобном месте. Мы попрощались, я с трудом вручил сербу двухрублёвую монету на прощание - он думал, что я хочу заплатить за проезд.
Я вышел на улицу и тут же ощутил резкое снижение температуры - рядом протекала Дрина вскоре после впадения Лима.


Дрина - это очень холодная река, плюс уже зашло солнце. Сразу пришлось надеть шапку, которую я весь день протаскал в наплечной сумке.

Питьевой фонтан на обочине трассы:


Перекрёсток дороги М5 (Вишеград-Сараево) и ответвления на Рудо - удобное место для автостопа: полосы широкие, есть автобусные остановки, есть позиции для автостопа. И машин тут ездит очень много.


Всего пару минут мне пришлось простоять с вытянутой рукой - остановился молодой парень на синем подержанном «Пежо».
Этот добрый самаритянин оказался тоже жителем Рогатицы, только ехал он именно в Вишеград, где живёт его девушка. От распутья до Вишеграда мы долетели буквально за 10 минут, даже ещё успели засветло. Парень из Рогатицы подвёз меня почти до дома, где я жил, и тоже не хотел брать рублёвую монетку на память. Пришлось объяснить, что на эти деньги практически ничего не купишь.
Поездка в Рудо, конечно, оставила невероятные ощущения. Как будто в сказке побывал. Только сказки на Балканах, увы, очень кровавые - про партизан и четников, про немцев и усташей, про красивые сёла, которые красиво горят.
Туристов бы в Рудо побольше - здесь просто потрясающая дикая природа, отличные места для рыбалки и охоты, для горного отдыха.

Ну вот и закончен мой долгий рассказ про Рудо! Огромное спасибо за внимание!

история, Рудо, Босния и Герцеговина, река Дрина, Республика Сербская, Босния, Австро-Венгрия, Боснийская война, сербы, немцы, автостоп, туризм, река Лим

Previous post Next post
Up