Наши праздники. МАСЛЕНИЦА (13-19 Марта в 2017г.).
А что, собственно, и когда мы празднуем? Если сейчас «Масленицу» отмечают словно по двум календарям. Те, кто следует отсчету от Пасхи, начинают «провожать Зиму» за 8 недель от церковного праздника; в современном же родноверии (язычестве) придерживаются даты весеннего равноденствия - 20 Марта. В этой заметке мы не будем касаться как названия, так масляничных ритуалов и обрядов (коих десятки, если не сотни вариантов), разберемся с датами.
Как отмечал Чичеров В.И., «Примером может быть празднование масленицы с 1832 по 1940 г. За 107 лет масленица начиналась между 25 января и 6 февраля (13 дней) 39 раз, между 7 и 15 февраля (9 дней) 31 раз, между 16 и 28 февраля (13 дней) 37 раз», (старый стиль). Указанные даты - преддверие пасхального поста, в который, как известно, налагался категорический запрет как на игры и увеселения, так и на определенные виды пищи. А пост «закрыл» собой тот период реальной «Масленицы», отмечавшейся народом до христианства, как отметил Гальковский Н.М.: «В феврале, в котором обыкновенно приходится наша масленица, ещё холодно, а потому встречами весну несвоевременно. Вероятно, масленицу в языческое время праздновали после весеннего равноденствия. Празднества в честь весны сопровождались буйным весельем и излишествами; с принятием же христианства праздновать масленицу стали до поста, на сырной неделе, которая носит и до сих пор явные следы языческой старины: катанье с гор на санках, на лошадях, попойки; обязательное масленичное кушанье - блины - поминальное кушанье».
Заметим, что никакой «Масленицы» среди церковных праздников нет. Напротив, все исследователи отмечают борьбу христианства с «остатками язычества», присущими этим гуляниям. «Вместо предуготовления себя воздержанием к понесению великаго и строгаго поста, простолюдины почти всю оную неделю имеют без снимания наполненный стол особым на сей неделе приуготовляемым кушаньем, как то разного рода блинами, оладьями, пряженцами и прочим, которое все вообще называется масленицею. И от утра до вечера, оставив прочия упражнения, пьют и едят. Ходят ко всем для прощанья, а к кумам и кумам носят превеликие пряники и также большие косяки мыла. Катаются на горах в различном и смешном одеянии, также в харях и масках» (3). Поэтому всякие «масляничные» картинки на фоне церквей, мягко говоря, не совсем «в тему».
«Наше предположение относительно того, что в языческую эпоху масленица праздновалась позже, подтверждается существованием другого праздника в честь весны; разумеем «сороки», 9 марта Название “сороки” - произошло от 40 севастийских мучеников, память которых празднуется православною церковью 9 марта, но самое празднество с 40 мучениками не имеет ничего общего» (2). (В скобках отметим, что верное произношение не «сорО́ки», а «сО́роки», в некоторых местностях - «сорокИ́»). Поясним: 9 Марта - это день весеннего равноденствия в старом стиле; в современном - 20 марта. Но по исследованиям этнографов, фольклористов, именно в день равноденствия - 9/20 Марта никакой символики, никаких проводов Масленицы (Зимы, Марены и т.д.) не отмечалось, хотя в другие праздники (например, «Власьев» или «Ильин» день) все атрибуты были налицо. Зато повсеместно, именно день весеннего равноденствия, от Сибири до Балкан обозначен чествованием Жаворонков (Куликов, Тетерок) (4) - вестников прихода Весны. И мало можно найти мест, где готовили именно сорОк, которые, как известно, ещё считались и ведьмами-оборотнями. Настолько мало, что они не заслуживают общеславянского соотношения со встречей Весны.
Заметим, что в традиции важное место занимает сакральность именно «кануна» определенных праздников и дат (равноденствие), а не то, что будет «после». «Исследователи чаще говорят о «кануне» как времени, предшествующем какому-либо празднику (предпраздник)» (7).Сравним: в весеннее равноденствие приветствие, заклички Весны, встреча птиц сопровождалась чествованием Солнца, только радостью, только символами (печеньем) Жаворонков, заклинаниями и просьбами о прилете. Кроме того, День их прилета считался днем поминовения предков (6). И, напротив, - «окончание масленицы практически во всех славянских традициях сопровождалось активизацией «шумовой» деятельности. Крики, вопли, стрельба, шумовые эффекты сопровождали не только похороны русской «масленицы»… И даже в том случае, когда масленичное празднество не было олицетворено в конкретном персонаже, ритуальный шум, сопровождающий последние часы славянского карнавала, как бы обнаруживал присутствие «зла», пусть даже и неперсонифицированного» (5). Масленица - это, в первую очередь, изгнание Зимы, очищение, подготовка «места» для прихода Весны, которую наши предки в дохристианский период «встречали и провожали» до дня весеннего равноденствия. Это то «кривое», поворотное время, которое обозначено на Ярге (свастике, коловратах) одним из «колен» (8). Которое всегда имело ряд запретов и ограничений на некоторые виды домашних работ, особенно для беременных. 20 Марта Солнце уже пройдёт этот «поворот».
А если следовать двоеверию и требованиям предпасхального поста, Масленица только в 2017-2024 гг. будет начинаться в диапазоне с 12 февраля по 11 марта. Нет, - те, кто хочет, может провожать Зиму хоть в январе. Кто же запретит? Однако стоит напомнить, что Марена (с её сакральным образом) ещё в силе. А нашими предками, например строго соблюдался даже срок исполнения календарных песен, «его нарушение трактовалось как частный случай «неправильного» поведения, поэтому и наказание за него возлагалось на конкретного человека» (5). Наказание - имеется в виду - потусторонними силами. Нет смысла в проводах «Масленицы» и после равноденствия. Солнце-Ярило уже пройдет опасный поворот и справится без вашего участия.
Конечно, мы, современные, не всегда можем «провожать» Масленицу непосредственно накануне дня равноденствия из-за нашей привязки к социальным обязательствам. Но, следуя традиции предков, желательно отмечать её в календарную неделю, предшествующую дню весеннего равноденствия. В этом, 2017 году, - с 13 Марта (понедельник), с проводами в «прощенное» воскресенье, - 19 Марта. А День равноденствия - 20 Марта - это Жаворонки, день прилёта посланцев Весны (9) и в этот день уже поются «Веснянки».
С уважением, Виктор
Пересвет,
«Покон Рода» 1. Чичеров В.И. «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков», 1957.
2. Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси», 1916.
3. Чулков М.Д. Словарь русских суеверий, 1782.
4. Дурасов Г.П. «Народная пища Каргополья (по материалам XIX- XX вв.)». Советская этнография, №6, 1986.
5. Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Сборник. Отв.ред. Толстая С.М. М.,1999.
6. Мифы древних славян. сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин., 1993
7. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в.
1988.
8. Кутенков П.И. Ярга-свастика знак русской народной культуры. Монография. СПб., 2008
9. «Годовое Коло славянских святодней (опыт реконструкции)». Светозар Озёрский, Будай, Мирослав Курганский (
http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html)