Наши праздники. 15-22 июня. РУСАЛИИ, ЯРИЛО.
Период летнего солнцестояния.
В, казалось бы, запутанной системе языческих праздников и связанных с ними обрядов и ритуалов переходного весенне-летнего периода, на самом деле нет ничего сложного. Опираясь на исследователей «старины глубокой», традиций наших предков, просто поясним схему, представленную ниже.
Итак. Сверху - то, чем «накрыта» народная традиция. Иначе - церковными праздниками и постами. «Троица» - по дате зависит от «Пасхи» и приходится на 50-й день после неё. Отмечалась, например, и 24 мая в 1801 году и 24 июня в 1888. Через неделю после «Троицы» начинался «Петровский пост», продолжавшийся до 29 июня (ст.стиль)/12 июля (современный стиль)- до дня Петра и Павла. Таким образом, практически на весь весенне-летний рубеж налагался запрет увеселений и чествования языческих божеств.
Отметим, что «Зелёные святки», как чествование Весны, в разных регионах постепенно начинались после встречи «Ярилы вешнего» (с 6 мая), открывавшего пору «Красных горок» (1): «Съ Юрьева дня (Красной горки) обыкновенно начинаются въ нашемъ народѣ игры, хороводы и такъ называемыя весеннія «танки»; сопровождаются они въ больш. случ. пѣснями и продолжаются до средины лѣта». «Наступление весны отмечалось праздниками, посвященными богу Солнца; характерной чертой их обрядности были также магические заклинания о будущем урожае. Весна в песнях-веснянках выступает красной девицей, приезжающей «на сошечке, на бороночке, на бороздочке, на овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке» (2). Ярило «открывает небо и выпускает росу» (1). Проявление Весны - в цветах и цветении, когда вся природа расцветает и оплодотворяется. В это время поются песни, чествующие Лад, Лелю, Лялю и Ладо, потомки полабских славян чествуют Богиню Живу.
Но есть «встреча», есть и «прощание». Время цветению и время созреванию.
Прощальным знаком ухода Весны является цветение жнивы, зерновых. Эта неделя, включающая в себя День летнего Солнцестояния, именуется «Русальей». Именно в это переломное время, с 15 по 22 июня, во время цветения злаковых (3, 4, 5, 6), стирается граница между нашим миром и миром потусторонним. В эту неделю «Ярило яровые ярит!» (12). Наш мир наполняется Духами, которые могут повлиять на нашу жизнь и судьбу; как способствовать, так и навредить урожаям и нашему благополучию. Всё зависит от того, какие «почести» мы им окажем. В разных регионах Руси в это время проводили разные обряды и ритуалы, связанные с конечной точкой цветения и распускания «зелени». Заготовка трав, плетение венков и гадания, ритуальные хороводы-славления, лечебные обряды, ворожба, игрища ряженых - пришельцев иномирья, поминовение предков - всё, что происходило и происходит на огромных просторах от Сибири до Балкан, ни словами сказать, ни пером описать. Волшебные дни и ночи.
Апофеозом этого действа является прощание, проводы и закрытие врат в сакральное. «Проводы Русалок», или их «изгнание», потопление берёзки, сжигание чучела, костер с пылающим колесом или черепом коня, скатывание в воду полыхающей бочки и прочее - сводятся к одному обряду - проводам, переходу от «кривого» времени, запирание «того» мира, очищение и приурочены к концу «Русальей недели».
Но откуда взялся такой разрыв по времени совершенно однотипных обрядов и ритуалов в разных регионах? Ответ прост: «Это произошло под влиянием христианства. Языческие праздники оказались частью перекрытыми, частью сдвинутыми со своих мест в календаре христианскими праздниками… Русская церковь уже в XI в. учредила свой особый петровский пост… Главный языческий праздник, купальские русалии, перекрывался христианскими» (7). О том, как преследовалась народная традиция, какие наказания следовали для тех, кто нарушал церковные запреты, мы знаем. Будем же благодарны предкам за то, что они, «подстраивая» языческую обрядность под христианские даты, сохранили для нас красоту и неповторимость языческого мира Славян. «Зелёные святки», «Русалии», «Гренухи», «Роса», «Проводы Кукушки», «Ярило», «Купало», «Семик», «Моргостье», «Кострома», «Петровки», «Тюльпа», «Соботки», «Облупа» и прочее и прочее - суть одно в разных названиях и ритуалах, посвященное летнему Солнцестоянию
В заключение отметим, что название Купала, Купало, Иван Купало - церковно-христианского происхождения. «Это название сохраняет связь с именем св. Иоанна Крестителя, поскольку купель означала крещение, а Купала - Креститель» (8). «У русских центральных губерний (Ярославской, Тверской, Казанской) Иван Купала сохранил в народе древнее имя божества - Ярило. Праздник справлялся в те же сроки, что и Купала в южных губерниях и восходил к великому празднику апогея лета» (7). Наименование «Купало» в первый раз приводится в Номоканоне, изданном во Львове в 1646 г. (9). Уясним: предшественником дохристианского «Купалы» в народной традиции был Ярило (10), а сам праздник носил название - Русалье, которое впоследствии стало нарицательным ко всем «сборищам идольских игр» (11).
С уважением, Виктор
Пересвет(p.s. Все даты по тексту приведены в современном стиле)
1. Воронежские Епархальные ведомости. №12, 1884.
2. История культуры древней Руси. Под ред. Грекова Б.Д., Артамонова М.И. т.2, 1951.
3. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. 2004.
4. X международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор Славянских народов. Доклады. М., 1988.
5. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.
6. Крючкова О.Е. Славянские обряды, заговоры и ворожба. 2014.
7. Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2003. Вып. XIV.
8. Генрик Ловмянский. Религия славян и ее упадок (ѴІ-ХІІ вв.) СПб, 2003.
9. П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 1, 1837 г.
10. Этимологические исследования. Екатеринбург: Урал. ун-т, 1997. Вып. 6
11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу Т3, 1869.
12. Коринфский А. Народная Русь. М., 2013 (1900г., СПб).