День ВЕЛЕСА. Дата и ритуалы (версия).

Feb 09, 2017 22:59

День ВЕЛЕСА, 11 февраля (в 2017г.)
Дата и ритуалы (версия).

Сегодня, чествуя Велеса, в неоязычестве принято исходить из установленного православной церковью день почитания Власия Севастийского - 11 февраля в старом стиле. В католической церкви - 3 февраля. Заметим, что это был один и тот же астрономический день, но с разными датами у церквей. Если мы продолжаем чествовать Власия Севастийского, то сегодня, в новом стиле, вместе с церковью, нам и нужно его отмечать его 24 февраля (в новом стиле). А Велес? Бог, которому безраличны все наши календари и их разночтения, не мог быть «привязан» народами ни к какому из них, кроме природного, солнечно-лунного. Итак:


3 февраля (католический и наш новый стиль) - точка «макушки» зимы, находящаяся между декабрьским солнцестоянием (Коляда) и весенним равноденствием (Масленица). В этот день, вслед за нашими предками, мы проводим «Громницы» - освящение обрядово-ритуальных свечей огнем, зарождающимся в самой Земле, в её чреве. Живой огонь, хранимый Огненным Змеем - Велесом, наполняющий жизненной силой Землю и пробуждающий её. Этот хтонический огонь, 3 февраля, зажигал костры, факелы и свечи у многих народов, хотя и под именами разных божеств. В России этот же день «числился»  в ст.стиле - 16 февраля. То есть практически никаких известий об особенностях этого дня нет.  Но обратим внимание: «Громницы», «Сретенье», отмечалось по дате остального языческого мира: 3 февраля.

11 февраля (наш старый стиль, теперь это 24 февраля). Православная церковь чествовала Власия Севастийского. Несмотря на сопротивление церкви, народ отмечал этот день именно празднично, в языческих же традициях, со своими ритуалами: «Наш  народ  нуждается  в  особом  ходатае,  помогающем  в  обыденной  и  будущей  загробной жизни….  Те  же  представления лежат  воснове измышленных  и  установленных самими  крестьянами  праздников,  таких как: «Власию»,  «Хролам»,  «баранье  воскресенье [Ильин день]» (Олонецкие епархиальные ведомости. 1908 №14, с.326-328)» (1).
Теперь обратим внимание на сам Февраль. «Название месяца февраль происходил от этрусского бога подземного царства Фебрууса и был связан с обрядами очищения, приуроченными к 15 февраля, когда появлялась на небе полная луна. У славян же февраль ранее считался последним месяцем в году, поэтому назывался он «сечень», то есть «отсекающий год». А еще называли его «межень» - границей между зимой и весной» (2). (Кстати, то, что 15 февраля = полнолуние,  ошибочно). «Очистительным» называли февраль и Скандинавские народы (6).

Итак, Фебруус, Луперкалии - это нарастающая Луна (второго полнолуния) от  зимнего солнцестояния. К Луне и наши предки относились очень внимательно: «На Руси негативная  семантика  пороговых  состояний  времени  отмечается  и  в поверьях об  опасности  периодов  полнолуния и безлуния» (3). В эти дни второго полнолуния  посвященных неолитическим божествам Земли («Панургии», «Луперкалии», Фебруус, Фавн, Пан, Квирик и другие) (4), проводился ряд обрядов, в первую очередь - направленных на очищение от грехов и подготовкой к наступающему новому году (мартовское новолетие). Например, Фебруус - этрусский бог подземного царства, где обитают души умерших, а также податель богатства. Он же и Бог очищения и искупления. Фавн -  бог лесов и пастбищ,  покровитель пастухов и охотников, неолитический  бог  земли. Заметим: в феврале и на Руси чествовался и «скотий» Бог - Велес; долгое время именно в феврале (либо при непосредственной угрозе) сохранялись обряды «очищения», «опашки», предохранения и защиты сёл и деревень от мора. Смысл понятен. И никакого заимствования: все мы -  потомки индоевропейских племён, а сегодня не существует даже общепризнанной версии формирования славянского этноса. Так что ритуалы и обряды, на которые мы обратили внимание, имеют с нашими общие корни, базируются на одних и тех же архетипах. Как у нас «Велесовы святки» были прикрыты св.Власием, так и у католиков Луперкалии, Панургии подменились св.Валентином. Некоторые отголоски - это всё, что осталось от тех праздников. Обережные ритуалы вокруг домашнего скота (которого у большинства из современных неоязычников никогда и не было), да любовные «Валентинки» к 14 февраля.

Но анализируя изложенное, мы можем говорить о том значении, которое придается Велесу в этот день. Суть праздника не только и не столько в чествовании божества, сколько в ритуальном очищении нас самих, подготовке к встрече Весны в обновленном состоянии, в избавлении от грехов и ошибок, в прошениях о даровании нам в новое Лето прибыли и достатка. В  защите и сбережении Велесом  всего, что обеспечивает наше благосостояние, в поминовении и благодарении предков. Дни Велеса - нарастающая вторая Луна и полнолуние в этом, 2017 году совпало с календарным 11-м февраля. Год назад оно приходилось на 22 февраля. А в 2018 будет 31 января. В «Велесов» день хотя и приносятся требы маслом, но это не та «Масленица», как во время проводов Зимы, но об этом позже.
Ни 11-е, ни 24-е февраля с Велесом не связаны никак. Впрочем, как и Домовой с 28 января. День Домового - это дата, по старому календарю, за две недели предшествующая Дню Велеса. Период безлуния (новолуния), скорее, день Домового, как Первопредка (3). «В этот день если хозяйка не оставит на ночь гостинца для домового, то будто он из доброго превращается в лихого. С этой переменой во дворе и избе все пойдет наизворот: спорина пропадает, скот худеет и чахнет, люди заболевают, беды летят со всех сторон» (5). Заметим: 28 января (в старом стиле) примерно соответствовала тому же периоду Луперкалий.

Тем, кому важна сакральность и своевременность часов и дней Славянских праздников, рекомендуем ознакомиться с серьезной работой Светозара Озёрского, Будая и Мирослава Курганского (7).
Тех, кто настаивает на уникальной «русскости» Велеса, на отсутствии какой-либо связи его образа с богами Земли других народов, прошу для начала привести, например, прямое свидетельство о связи Велеса с миром мёртвых.
С уважением,
Виктор Пересвет
Пересвет, «Покон Рода»

1.«Русский фольклор. Материалы и исследования, вып. XXXIII, СПб, 2008.
2. Крючкова О.Е. Славянские обряды, заговоры и ворожба. 2014
3. Концепт движения  в языке и культуре. Отв. ред. Т.А.Агапкина. М.,  1996
4. Голан A. Миф и символ.- М.,1993
5. Сахаров И.П. «Сказанiя Русскаго народа». СПб, 1885, том 1
6. Сахаров И.П. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып3. М., 1838г.
7. «Годовое Коло славянских святодней (опыт реконструкции)» (http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html)

11 февраля, ритуал, Велес, язычество, День Велеса, праздник, родноверие

Previous post Next post
Up