История самолета-гиганта
"Юнкерс" G-38 не закончилась постройкой двух пассажирских машин. Еще до первого взлета прототипа к этому самолету проявили большой интерес предствители дальневосточной империи Ямато, но не к гражданской, а к военной модификации, которая параллельно и тайно разрабатывалась фирмой "Юнкерс" под индексом К-51. Японцев известили о ней по секрету от комиссии по соблюдению условий Версальского договора, следившей за тем чтобы в Германии не создавались самолеты, пригодные для использования в качестве тяжелых бомбардировщиков.
А именно тяжелым, точнее, даже сверхтяжелым бомбардировщиком был К-51. Более того, на момент создания это был самый крупный стратегический бомбардировщик в мире. Ни одна страна еще не имела ничего подобного, именно этим и соблазнились японцы. Им захотелось иметь грандиозную машину, которой нет ни у кого. Но разработать и построить такую супер-машину собственными силами они не могли, а потому охотно ухватились за предложение Юнкерса.
Новый бомбардировщик предназначался для того чтобы, базируясь на Тайване, держать под прицелом значительную часть материкового Китая, британскую колонию Гонконг и оккупированные американцами Филиппины с их военно-воздушными и военно-морскими базами. Таким образом, еще в конце 1920-х годов японцы начали готовиться к будущей агрессивной войне не только против Китая, но также - против Англии и США.
С "Юнкерсом" заключили секретное соглашение о постройке в Японии, на фирме "Мицубиси", при участии немецких инженеров, техников и с немецкими моторами шести экземпляров бомбардировщика К-51, получившего в японских ВВС обозначение "Сверхтяжелый бомбардировщик тип 92" или "Мицубиси Ки-20". В случае, если машина получит высокую оценку, серийную постройку намеревались продолжить.
Первый Ки-20 впервые поднялся в воздух под управлением немецкого летчика-испытателя с заводского аэродрома Кагамигахара 28 октября 1931 года. Испытания, в общем, завершились успешно и безаварийно, но летные данные "супер-бомбера" японскм военным, мягко говоря, не понравились. Самолет оказался явно переразмеренным и перетяжеленным, а его двигатели - недостаточно мощными.
Вдобавок, "пассажирская родословная" Ки-20 обусловила отсутствие бомбового отсека. Несмотря на большие пустые внутренние объемы, всю боевую нагрузку приходилось подвешивать снаружи, под фюзеляжем, на четырех бомбодержателях, каждый из которых выдерживал не более 500 кг.
Таким образом, общая масса бомб не превышала двух тонн, что было смехотворно мало для столь огромной машины. И хотя, Ки-20 в принципе мог поднимать до пяти тонн полезной нагрузки, реально он возил только две, не считая топлива и защитного стрелкового вооружения.
Наружные бомбовые подвески повышали аэродинамическое сопротивление Ки-20, из-за чего его скорость, скороподъемность и потолок, и без того довольно низкие, снижались еще больше. Бомбардировщик развивал в горизонтальном полете всего-навсего 160 км/ч и набирал высоту лишь 2900 м. Это было гораздо меньше, чем у пассажирского G-38 и недопустимо мало для боевого самолета начала 1930-х годов.
Фактически Ки-20 представлял собой огромную, тихоходную, неповоротливую и маловысотную летающую мишень - воплощение мечтаний вражеских зенитчиков и истребителей. А многочисленнные пулеметные установки, которыми "ощетинилась" машина, вряд ли могли бы ее эффективно защитить. В общем, самолет, обошедшийся японцам в очень нехилую сумму, себя не оправдал.
Поэтому, несмотря на то что шесть бомбовозов первоначального заказа, все же, были построены и приняты на вооружение 7-го бомбадировочного сентая (авиаполка) армейской авиации, дальнейших заказов не последовало. А готовые строевые машины командование японских ВВС так и не решилось бросить в бой даже против китайцев, не говоря уж о более сильных противниках.
Вплоть до 1940 года Ки-20 участвовали только в маневрах над японской территорией или применялись в качестве транспортников. Потом их стали использовать для пропаганды и демонстрации "несокрушимой мощи" японской авиации на различных патриотических массовых мероприятиях. В 1943 году пять из шести Ки-20 разобрали на металлолом, а один - выставили в авиамузее, где в 1945-м его накрыло американскими бомбами. Так скучно и бесславно закончилась история самого грандиозного японского бомбардировщика.
На заставке - Ки-20 в светлой серо-зеленой окраске японской авиации 1930-х годов.
Чертеж "Юнкерса" К-51, который в Японии превратился а "Мицубиси" Ки-20.
Ки-20 на аэродроме. Далее - довольно качественная музейная масштабная модель этой машины.