95 лет тому назад, 6 ноября 1929 года, накануне очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, с аэродрома немецкого города Дессау впервые поднялся в воздух гигантский четырехмоторный "Юнкерс" G-38 - крупнейший в мире на тот момент самолет с колесным шасси. Впрочем, к захвату власти российским большевиками это событие никакого отношение не имело.
G-38, безусловно, являлся важной вехой в истории авиации, однако, в коммерческом плане он себя не оправдал и был построен всего в двух экземплярах. Огромный самолет оказался слишком дорогим и сложным в эксплуатации, к тому же, он требовал для взлета и посадки очень длинных ВПП, что сильно ограничивало возможности его применения. В общем, это была не "рабочая лошадь", а самолет-символ, призванный демонстрировать силу и мощь германской авиапромышленности. В этом отношении он был схож с советским агитационно-пропагандистским гигантом "Максим Горький".
Оба экземпляра G-38 не дожили до списания по износу. Первый потерпел аварию в 1936 году в испытательном облете после ремонта и был признан негодным к восстановлению. А второй в мае 1941-го разбомбили англичане в афинском аэропорту Татио, куда он прилетел в качестве военного транспорта. Далее - традиционная подборка иллюстраций.
Сборка фюзеляжа G-38. Хорошо видна гофрированная дюралевая обшивка. Также обращает на себя внимание, насколько толстым - почти в рост человека - было крыло этого самолета.
Первый экземпляр G-38 на финальном этапе сборки. Заметно, что внутренние двигатели у него стояли внутри толстого крыла, а из передней кромки выступали только оси винтов.
Группа авиаконструкторов, участвовавших в разработке G-38 на фоне первого экземпляра машины. Невысокий пожилой господин в центре - Хуго Юнкерс.
G-38 во время летных испытаний. Поначалу на тележки шасси были надеты большие обтекатели, но потом их сняли для облегчения.
G-38 рядом со спортивно-пилотажным "Юнкерсом" А-50.
Приняв G-38 в эксплуатацию, ему присвоили бортовой номер D-2000.
G-38 в полете.
В ходе эксплуатации на носу G-38 установили две посадочные фары. Также обратите внимание на выдвижные радиаторы, свисающие под крылом. Их положение можно было варьировать, тем самым регулируя охлаждение двигателей.
Второй экземпляр G-38 получил рекламно-презентационное название "Фельдмаршал Гинденбург" в честь тогдашнего германского президента. Его мотогондолы и стойки шасси были окрашены в черный цвет, а все остальные поверхности оставались в натуральном серебристом цвете дюраля. Под крылом виден логотип авиакомпании "Люфтганза". Обратите внимание на частично убранные в крыло радиаторы и кольцевую антенну радиокомпаса, укрепленную под фюзеляжем.
Еще одно рекламное фото двух стильных рейхсфрау на фоне "Мерседеса" и "Гинденбурга". Впрочем, в отличие от автомобиля и самолета, красавицами я бы их не назвал.
Групповой портрет разработчиков и строителей G-38 с членами семей на фоне их детища.
"Гинденбург" с нацистскими эмблемами на службе "Люфтганзы".
Посадка пассажиров в G-38.
Пилотская кабина и пассажирский салон G-38. Экипаж самолета состоял из семи человек: двух пилотов, двух бортмехаников, двух стюардов и радиста. Авиалайнер перевозил 32 пасажиров, при этом 26 человек сидели в двух фюзеляжных салонах, а еще шесть - в передней застекленной секции крыла, между фюзеляжем и внутренними мотогондолами. У них был просто великолепный обзор. Кроме того, на борту имелась мини-кухня, каюта для отдыха членов экипажа, курительная комната и санузел.
Стюард в полете разносит пассажирам вино. Обратите внимание, что салон G-38 был "полутораэтажным". Его передняя часть располагалась почти на полтора метра выше задней, поскольку под ней проходили верхние полки лонжеронов крыла.
Для уменьшения габаритов и повышения жесткости хвостового оперения на G-38 его сделали по бипланной схеме. На снимке - оперение первого экземпляра, у которого киль стоял по центру, а по бокам от него - только рули направления и подкосы, удерживающие верхний стабилизатор. На втором экземпляре для повышения путевой устойчивости вместо подкосов установили дополнительные боковые кили.