Было дело в Инкермане

Nov 06, 2024 21:40



170 лет тому назад, 5 ноября 1854 года, у восточной окраины осажденного англо-фанцузскими интервентами Севастополя произошло Инкерманское сражение. В нем русские войска вторично, после Балаклавы, попытались прорвать блокаду и разгромить британский контингент интервентов, воспользовавшись тем, что он располагался отдельно и довольно далеко от французов. Но попытка, к сожалению, оказалась неудачной и обернулась большими потерями, несмотря на то, что нашим удалось создать на участке прорыва значительное численное превосходство над противником.

Главнокомандующий руской армией в Крыму светлейший кнзь Меншиков бросил в атаку две две пехотные дивизии: 10-ю под командованием генерал-лейтенанта Федора Соймонова и 11-ю, которую возглавлял генерал-лейтенант Прокопий Павлов. Общая численность обеих дивизий с резервами и частями усиления достигала 33 тысяч человек при 110 артиллерийских орудиях.

Им противостояли всего 7,5 тысяч британцев и 38 пушек, занимавшие позиции на высотах к юго-востоку от Севастополя. Несмотря на такое неравенство сил, сокрушить английскую оборону, опиравшуюся на земляные редуты, не удалось. Причина неудачи - несогласованность действий Соймонова и Павлова. Несмотря на то, что, согласно плану операции, они должны были атаковать синхронно, Павлов, шедший с севера, сильно задержался на переправе через Черную речку. где был всего один узкий мост.

Соймонов, видя, что время уходит, приказал своей дивизии атаковать в одниочку, надеясь, что Павлов его поддержит, но тот не успел и вступил в бой лишь тогда, когда атака Соемонова была уже отражена, его дивизия - отброшена, а сам он - смертельно ранен. У англичан появилась возможность перебросить часть войск на угрожаемый участок и отбить натупление Павлова.

Неудача атаки, тяжелые потери и гибель командира сильно деморализовали 10-ю дивизию, которая в сражении больше не участвовала. Но 11-я дивизия, усиленная двумя подошедшими из тыла резервными пехотными полками, атаковала вновь. На этот раз ей удалось преодолеть простреливаемый участок, ворваться на британские позиции и завязать штыковой бой, в котором русские традиционно были сильны.

Они начали теснить и бить англичан, захватили их артиллерию, но тут на подмогу британцам из Балаклавы подошла французская пехотная дивизия генерала Боске численностью 8,5 тысяч человек. С ходу вступив в схватку, французы одолели сильно уставших и ослабленных потерями солдат Павлова, вынудив их отступить. Бой на этом закончился, цель контрудара русской армии вновь не была достигнута.

А цена попытки оказалась очень высокой. В Инкерманском сражении за несколько часов погибло или пропало без вести 3177 русских солдат и 109 офицеров, в том числе два генерала. Общие потери, включая раненых и пленных, достигали 11959 человек. то есть, более трети от общего числа войск, пошедших в бой.

Урон агрессоров был гораздо меньше. Англичане потеряли 2612 человек, из них 660 - убитыми, а французы, вступившие в сражение на финальном этапе, - 1726, из них всего 299 - убитыми. Такое соотношение, помимо неудачных и несогласованных действий русской армии, во многом объяснялось значительным техническим превосходством интервентов.

Все французы и большинство англичан были вооружены нарезными винтовками, прицельная дальнобойность которых намного превышала эффективную дальность стрельбы русских гладкоствольных мушкетов. Поэтому враги могли растреливать наших атакующих солдат с дистанций более чем в полкилометра, не подвергаясь риску ответного огня.

Кроме того, английская артиллерия использовала шрапнель, а офицеры имели на вооружении шестизарядные револьверы, очень эффективные в ближнем бою. А у русских офицеров имелись только однозарядные капсюльные пистолеты, перезаряжать которые во время схватки было невозможно, поэтому нашим приходилось драться саблями. Понятно, на чьей стороне было преимущество.

Проигрыш Инкерманской баталии произвел на защитников Севастополя гнетущее впечатление, но с еще бОльшим разочарованием известие о результатах сражения встретили в Зимнем дворце. Однако ни в Севастополе, ни в Петребурге ни у кого не возникло мысли о том, что город надо сдать. И оборона "Черноморской Трои", как называли город-крепость тогдашние газетчики, продолжалась.


Карта-схема Инкерманского сражения. Русские - зеленые, англичане - красные, французы - синие.
Справа - обмундирование английских учатников битвы: рядовой пехотинец, горнист-сигнальщик и капитан 95-го гренадерского полка в полевой форме.



Погибший под Инкерманом генерал-лейтенант Соймонов, английский генерал-майор Пеннифайзер, командир 2-й пехотной дивизии, отразившей атаку дивизии Соймонова, и французский генерал Боске.



Участники Инкерманской баталии со стороны интервентов: офицеры 6-го и 7-го полка королевских фузилеров, британские гвардейские гренадеры в парадных мундирах, французский солдат и сержант 9-го пехотного полка и полковая маркитантка.



Английская картина, изображающая геройскую гибель под Инкерманом старшего лейтенанта гренадеров Чарльза Расселла. Справа - британские егеря с нарезными карабинами.



Встречный штыковой бой.



Финал сражения, слева видны подходящие французы.

армия, униформа, Крымская война, Россия, Англия, Франция, История

Previous post Next post
Up