Ровно 90 лет назад, 12 сентября 1934 года, впервые поднялся в воздух первый прототип истребителя Глостер G.37, в дальнейшем получившего название "Гладиатор". Это был последний английский истребитель бипланной схемы, разработанный за пять лет до начала Второй мировой войны, но, тем не менее, успевший принять ней активное участие. К моменту завершения испытаний в 1936 году он морально устарел и сильно уступал своим потенциальным соперникам по большинству летных данных, за исключением горизонтальной маневренности.
Однако консервативные британцы весной 1937 года приняли его на вооружение, запустили в серийное производство и растиражировали в количестве 747 экземпляров, из которых 216 ушли на экспорт. К началу войны несколько сотен британских "Гладиаторов" все еще числились в частях первой линии, хотя, архаичность и отсталость этой машины была уже очевидной.
Тем не менее, эти "этажерки" до середины 1941 года активно применялись на второстепенных театрах военных действий - в Норвегии, в Африке, на Ближнем Востоке, в Греции и в Средиземноморье, где их использовали по прямому назначению - в качестве перехватчиков, а также - в роли легких штурмовиков .
На одной из них летчик Мармадьюк Пэттл до своей гибели в апреле 1941 года умудрился сбить над Албанией и Грецией 15 итальянских самолетов, что сделало его лучшим "бипланным асом" Второй мировой войны. Однако во время "Битвы за Британию" англичане, несмотря на острый дефицит истребителей, так и не решились бросить этих "стариков" в бой, понимая, что против "Мессершмиттов" у них слишком мало шансов.
Помимо британцев, на "Гладиаторах" воевали норвежцы (12 машин), греки (25), китайцы (36), финны (42) и бельгийцы (правда, очень недолго, так как в первый же день немецкого вторжения все 15 бельгийских "Гладиаторов" были уничтожены). А вот, литовским и латвийским "Гладиаторам" (в совокупности 40 штук) повоевать не пришлось, поскольку эти страны, как известно, сдались без боя. Из невоевавших стран "Гладиаторы" также закупила Ирландия, Португалия, Египет, Швеция и Ирак.
G.37 - первый прототип "Гладиатора" во время испытаний. Как видите, у него была открытая кабина, но потом ее сделали закрытой для улучшения аэродинамики. Вообще, "Гладиатор" сочетал в себе как архаичные (неубирающееся шасси, обилие расчалок, деревянный винт фиксированного шага), так и вполне прогрессивные элементы - ту же закрытую кабину, тормозные щитки и радиостанцию.
Английские летчики на фоне "Гладиатора" где-то в египетской пустыне.
Окраски "Гладиаторов" ВВС Греции, Бельгии, Литвы и Латвии.
В Англии сохранились два "Гладиатора" в летном состоянии. И все же, по-моему, зря этих старичков заставляют летать, ведь потеря любого из них - невосполнима.
Интерьер кабины и приборная панель "Гладиатора".