Да, я знаю, что такого праздника не существует, но его можно было бы объявить и приурочить к сегодняшнему числу, ведь, ровно 400 лет назад, 12 сентября 1624 года, в Лондоне, на реке Темза, состоялось успешное испытание первой в мире подводной лодки, разработаннной жившим в Англии голландским изобретателем Корнелиусом Дреббелем.
Небольшое деревянное подводное судно под управлением самого изобретателя "нырнуло" на дно реки, а потом, под изумленными взглядами многочисленных зевак, пришедших поглазеть на диковинное зрелище, всплыло на поверхность. Погружение и всплытие осуществлялись с помощью кожаных мешков, наполнявшихся забортной водой.
Для передвижения служили весла, пропущенные сквозь борта через герметичные кожаные манжеты и снабженные раскрывающимися подобно крыльям бабочки лопастями из толстой кожи. Понятно, что никаких других движителей в начале XVII века Дреббель применить не мог, а эти оказались неэффективными. Несмотря на старания гребцов, субмарина в подводном положении почти не двигалась. Это сразу убило заинтересованность в ней со стороны английских военных моряков.
Вскоре Дреббель построил вторую, более крупную "подводную галеру", уже не с двумя, а с шестью парами весел, но и она оказалась крайне малоподвижной, а потому - фактически бесполезной. После этих экспериментов о подводных лодках надолго забыли, вплоть до наступления эпохи стимпанка, но это уже совсем другая история.
Портрет Корнелиуса Дреббеля и современный рисунок-реконструкция (далеко не факт, что правильный, поскольку оригинальных рисунков и чертежей не сохранилось) его второй 12-весельной субмарины. На нем видно, как она с помощью кожаных шлангов, прикрепленных к сделанному из бочки поплавку обеспечивалась воздухом для дыхания экипажа в подводном положении. Справа внизу - бурдюк для водяного балласта.
Компьютерная реконструкция первой четырехвесельной подводной лодки Дреббеля, на которой впервые были применены изобретенные им горизонтальные рули глубины.
Макет подводной лодки Дреббеля, выставленный в Лондоне.