Ровно 75 лет назад, 13 сентября 1949 года, на вооружение американской военно-морской авиации поступил первый в мире палубный носитель ядерного оружия. Самолет Nort American AJ-1 Savage ( в переводе - "варвар" или "дикарь") мог нести в бомболюке 30-килотонную атомную бомбу Mk.4 или 160-килотонную Mk.6 на дальность до 1350 км.
Основными потенциальными целями "Сэвиджей" были советские порты на Черном, Балтийском и Баренцевом морях, а также - на Тихом океане. Стартуя с авианосца в Северном море, он без проблем долетал до Риги, Таллина, Кронштадта и Ленинграда, а из Средиземного моря - до Одессы, Николаева, Севастополя, Батуми и Новороссийска. В случае войны эти бомбардировщики могли за пару часов лишить СССР всех военно-морских баз, а заодно и флотов. Конечно, если бы им удалось прорвать ПВО.
Впрочем, шансы на успешный прорыв у "варвара" были. Он имел оригинальную силовую установку, состоявшую из двух поршневых двигателей "Дабл Уосп" мощностью по 2200 л.с. и одного турбореактивного J33 с тягой в 20 килоньютонов. ТРД включался на взлетном режиме и в районе цели для преодоления ПВО на максимальной скорости.
С ним бомбардировщик разгонялся до 760 км/ч, что делало его практически неуязвимым для поршевых перехватчиков, а рабочий потолок в 12400 м превышал возможности советской зенитной артиллерии. Да и для ранних реактивных истребителей AJ-1 из-за его высокого потолка был очень сложной мишенью, а зенитных ракет у СССР тогда еще не было.
Американцы настолько полагались на высокие летные данные бомбардировщика, что решили не оснащать его защитным оружием. Экипаж "Сэвиджа" состоял из трех человек: пилота, штурмана, который мог при необходисости сменить пилота за штурвалом, а также - оператора вооружения, который приводил в боевую готовность ядерную бомбу. Особенностью конструкции Mk.4 было то, что ее плутониевый боезаряд хранился отдельно в специальной защитной капсуле и вставлялся в корпус непосредственно перед сбросом.
Всего было построено 140 "Сэвиджей", из них 110 - в варианте атомного бомбардировщика, а остальные - в фоторазведывательной модификации AJ-2P. Самолеты базировались на авианосцах классов "Мидуэй", "Эссекс" и "Форрестол" до 1960 года, когда их сменили турбореактивные палубные бомбардировщики А-3 Skywarrior.
Первый прототип "Сэвиджа" XAJ-1.
Первый серийный AJ-1 в полете над Калифорнией.
AJ-1 в ранней темно-синей окраске. Позже эти машины были перекрашены в "атомный" камуфляж со светло-серым верхом и белым низом, снижающий воздействие светового излучения ядерного взрыва.
"Сэвидж" стартует с палубы авианосца. За передней стойкой шасси видно крепление к катапульте.
"Сэвидж" на посадке. Перед ним - натянутые поперек палубы тросы аэрофинишера.
Компоновочная схема "Сэвиджа" с боевой нагрузкой. Вместо ядерного боеприпаса он мог нести до 5400 кг обычных бомб.
Макеты атомных бомб Mk.4 и Mk.6.
Единственный сохраненный экземпляр "Сэвиджа" в авиамузее.