И еще одно интересное историческое совпадение, на сей раз - из области аэронавтики. 2 июля 1919 года, то есть, ровно через 19 лет после первого 20-минутного полета первого дирижабля Цеппелина и ровно 105 лет тому назад, из Англии вылетел на запад дирижабль R34. А 6 июля, через 108 часов полета, он приземлился в США, совершив первый в истории коммерческий трансатлантический авиарейс с грузом почтовой корреспонденции.
Этот перелет, равно как и сам R34, стали наглядной демонстрацией впечатляющего прогресса дирижаблестроения за неполные два десятилетия начала ХХ века. Впрочем, одним из главных двигателей этого прогресса стала недавно завершившаяся Первая мировая война, в которой немцы широко использовали дирижабли в качестве дальних стратегических бомбардировщиков.
Кстати, R34 и его систрешип R33 тоже имели немецкие корни. Англичане в значительной мере скопировали их с трофейного германского бомбардировочного дирижабля "Цеппелин" L76, сбитого истребителем в первом же налете на Англию в сентябре 1916-го и совершившего вынужденную посадку на британской территории. Поэтому гондолы R34 почти неотличимы от гондол "Цеппелинов" времен Первой мировой.
Тщательно изучив трофей, англичане приступили к постройке его аналогов, но до конца войны не успели. R33 и R34 вступили в строй лишь в марте 1919-го, через 4 месяца после подписания Компьенского перемирия. Гигантам пришлось искать мирное применение, но коммерческого успеха они так и не достигли, поскольку это были чисто военные машины без пассажирских салонов.
R33 использовали для различных экспериментов, в частности, в 1926-м на нем отрабатывали запуск в воздухе подвесных истребителей Глостер "Грайб". А в 1928-м дирижабль списали. Биография R34 оказалась еще короче. В 1921 году из-за навигационной ошибки в сложных погодных условиях он врезался в холм, получив серьезные повреждения. Обошлось без жертв, но ремонт был признан нецелесообразным и "надувного гиганта" отправлили на слом.
Однако вернемся в 1919 год. Вскоре после завершения перелета через Атлантику R34 отправился в обратный путь, который тоже завершился благополучно. Таким образом, он стал первым в истории воздушным судном, которое пересекло океан в обоих направлениях.
R34 с частично снятой обшивкой, чтобы показать внутреннее устройство.
R34 с опознавательными знаками британских ВВС. Внизу для сопоставления размеров даны контуры других объектов.
Передняя командирская гондола R34, которая в точности копировала гондолу "Цеппелина".
Задняя мотогондола и аэродромная команда.
Экипаж R34, совершивший вояж туда и обратно через Атлантику: 28 человек, две собаки и кошка.