Гигант-дебютант

Jul 02, 2024 12:15



124 года назад, 2 июля 1900 года впервые поднялся в воздух крупнейший в мире на тот момент дирижабль жесткой конструкции с бензиновыми двигателями, сконструированный прусским (меня поправили - таки вюртембергским) графом Фердинандом фон Цеппелином. Воздушный корабль, получивший обозначение LZ 1, представлял собой огромную граненую "сосиску" длиной 128 метров и диаметром 11,7 метра с ажурным алюминиевым каркасом, обтянутым прорезиненной хлопчатобумажной тканью. Внутри находились 17 мягких, матерчатых баллонов с водородом.

Под корпусом на расстоянии 50 метров друг от друга были подвешены две легкие алюминиевые гондолы с двигателями, соединенные мостиком. Управление осуществлялось из передней гондолы при помощи аэродинамических рулей и подвешенного на длинных тросах свинцового груза, который мог смещаться вдоль продольной оси воздушного судна. Конструктор рассчитывал, что создаваемый перемещением груза дифферент на нос или на корму позволит дирижаблю опускаться и набирать высоту без сбрасывания балласта или стравливания водорода из баллонов. Однако эти надежды не оправдались, и на последующих дирижаблях Цеппелина балансировочных "гирь" уже не было.

LZ 1 приводили в движение два четырехцилиндровых рядных мотора "Даймлер" с водяным охлаждением, вращавших через систему конических передач и длинные валы четыре металлических пропеллера с очень короткими и широкими лопастями, напоминавшие корабельные винты. Совокупная мощность моторов составляла всего лишь 28 лошадиных сил. В сочетании с низким КПД винтов, форма которых была явно неподходящей для воздушной стихии, это означало, что дирижабль мог двигаться в желаемом направлении лишь в полный штиль.

Цеппелин догадывался, что его воздушному кораблю будет сложно бороться с ветром, поэтому для начала испытаний он довольно долго ждал штилевую погоду. И вот, 2 июля такой день наступил. Дирижабль, висящий на 24 тросах над специальной причальной баржой медленно вывели буксиром из плавучего эллинга, в котором проходила сборка. Испытания проводились над гладью Боденского озера, поскольку Цеппелин резонно полагал, что в случае аварийной посадки вода смягчит удар. 62-летний граф, тряхнув стариной, лично встал к штурвалу. Кроме него в передней гондоле находился механик Баусс и инженер Дюрр, а в задней - механик Гросс и журналист Вольф.

Над серединой озера механики завели двигатели, стартовая команда отпустила тросы и воздушный корабль отправился в свободный полет. Это был символичный момент, ознаменовавший переход воздухоплавания из эпохи стимпанка в дизельпанк, который стал эпохой расцвета дирижаблей.

Полет, продолжавшийся 20 минут на небольшой высоте, завершился в целом успешно, однако, почти сразу выявилась недостаточная жесткость каркаса дирижабля. Попытки маневрирования вызывали опасные изгибы корпуса, грозившие его переламыванием.

Цеппелин, заметив это, усилил конструкцию, соединив гондолы металлической фермой треугольного сечения. В таком виде LZ 1 вторично поднялся в воздух 21 октября, а затем совершил еще два полета общей продолжительностью более двух часов. В одном из полетов он достиг высоты 400 метров и скорости 28 км/ч. Летать быстрее не позволяли неэффективные винты и слабые моторы. На этом испытания завершились, поскольку Цеппелин понял, что более высоких результатов от дирижабля не добьешься.

Нужно было строить новый корабль с гораздо более мощными моторами, но из-за финансовых трудностей и отсутствия поддержки со стороны государства второй дирижабль Цеппелина появился только в 1906 году, причем построен он был на деньги, собранные с помощью благотворительной лотереи. Однако это уже другая история...

На заставке - дети с явными признаками рахита (тоже примета времени) наблюдают за полетом LZ1.



Патентный чертеж первого дирижабля Цеппелина. Видно. что на этом чертеже воздушный корабль заметно отличается от того, что был построен в реале. В частности, он значительно короче.



Компоновочная схема LZ 1 в первоначальной конфигурации с балансировочным грузом.



Внешний вид LZ 1 в финальной конфигурации без груза.



LZ 1 в строительном ангаре на Боденском озере.



LZ 1 в полете.



Граф Фердинанд Цеппелин.



Силовая установка LZ 1 в экспозиции Берлинского технического музея. Справа хорошо виден конический редуктор, разводящий мощность двигателя на два винта, в центре - маховик, а слева - рычаг сцепления.

Германия, воздухоплавание, авиация, дизельпанк, История, экзотика

Previous post Next post
Up