Пароконные локомотивы

Apr 16, 2024 18:15



Однако давненько тут не было старинных технических изысков. Пора, как говорится, обновить тему. Термин "пароконная повозка" означает колымагу, которую тянет пара коней, но я в заголовке имел в виду другое. Речь пойдет о локомотивах, в которых лошадки играли роль не буксиров, как в обычных конках, а двигателей, то есть, паровых машин. Для этого их ставили на беговую дорожку, связанную с ведущими колесами.

Единственный смысл подобного ухищрения мне видится в том, что локомотив мог ездить по обычным рельсам, а лошадь не спотыкалась и не ломала ноги об шпалы. Как известно, шпалы рельсовых путей для конок полностью утоплены в грунт и не мешают коняшкам бегать по ним.

Первый локомотив с "лошадиным мотором", названный "Циклопедом", построил в 1829 году шотландец Томас Шоу Брандерет из Ливерпуля для участия в соревнованиях, на которых проходил выбор локомотива для строившейся железной дороги Ливерпуль - Манчестер. Помимо "Циклопеда" в соревнованиях участвовали четыре паровоза различных конструкций, а победу одержал паровоз "Ракета" Роберта Стефенсона.

Циклопед же первым сошел с дистанции из-за поломки беговой дорожки. Больше Брандерет не пытался продвигать свое изобретение, ввиду его бесперспективности, так как скорость "коневоза" была значительно меньше, чем у локомотивов с паровыми двигателями.

Однако шотландец был не единственным, кому пришла в голову подобная идея. В 1830 году по другую сторону Атлантики аналогичную повозку, названную "Летучим голландцем", построил и испытал инженер Кристиан Эдвардс Детмолд из Нью-Йорка. Его машина являлась одновременно локомотивам и вагоном, поскольку по бокам от "двигателя" стояли продольные лавки, на которых могли разместиться до 12 пассажиров.

"Голландец" с хорошим скакуном на "конвейере" развивал скорость до 19 км/ч, что было, в общем, не так уж плохо, по тем временам. Повозку приобрела "Железнодорожная компания Южной Каролины" и эксплуатировала примерно год, после чего, все-таки, заменила паровозом.

После этого о "коневозах" надолго забыли, но в 1850 году, когда паровозы, казалось бы, были уже вне конкуренции, итальянец Клементе Монсеррано построил наиболее крупный, сложный и мощный локомотив с конным мотором, дав ему имя "Импульсория". В отличие от предыдущих разработок, "Импульсорию" приводил в движение не один, а целых четыре коня, хотя, при малой нагрузке можно было ограничиться двумя.

Кроме того, она была оснащена подрессоренной ходовой частью и коробкой скоростей, позволявшей, по словам изобрететеля, преодолевать подъемы, в том числе - с несколькими прицепными вагонами, и даже двигаться задним ходом. Монсеррано рассчитывал, что его локомотив сможет развивать скорость до 32 км/ч, однако на испытаниях всего с одним вагоном он смог разогнаться всего лишь до 11 км/ч, поскольку оказался слишком тяжелым, а значительная часть "лошадиных сил" впустую расходовалась в передачах.

Изобретатель выставил "Импульсорию" на Всемирной выставке в лондонском "Хрустальном дворце", но там она привлекала внимание посететелей лишь в качестве забавного курьеза. Потом ее приобрел какой-то немец и вывез в Германию, где ее следы теряются.

На заставке - "Циклопед" Брандерета.


Модель и газетный рисунок "Летучего голландца" Детмолда.





Шедевр "конно-паровозных" технологий - локомотив "Импульсория".



В заключение - еще один удивительный экипаж под названием "Тредмилл бас", устройство которого понятно из рисунка. Его в 1824 году предложил англичанин Уильям Френсис Сноудон, но никакой информации о нем, кроме данной картинки, я не нашел. И я очень сильно сомневаюсь, что этот "цирк с конями" был воплощен в реале. Впрочем, как знать?

транспорт, стимпанк, США, Италия, техника, Англия, Чудеса в решете, экзотика

Previous post Next post
Up