Французский марафонец

Jun 10, 2021 23:43



Ровно 90 лет назад, 10 июня 1931 года, после 70-часового беспосадочного полета приземлился самолет "Девуатин" D.33, установивший новый мировой рекорд дальности полета по замкнутому контуру. Ему удалось пролететь 10302 километра, "намотав" несколько десятков кругов по кольцевому маршруту Истр-Вальрас-Монпелье-Истр. Одновременно был установлен первый в мире рекорд скорости на дистанции 10 тысяч километров (потому что раньше такую дистанцию никто не преодолевал), составлявший 150 километров в час.

К концу 1920-х годов Франция начала терять позицию лидера мирового авиастроения. С верхней ступени пьедестала ее вытесняла стремительно развивавшаяся американская авиация. Для поддержания реноме требовались либо прорывные технические решения и революционные конструкции, либо престижные мировые рекорды.

Рекорд дальности для этого вполне подходил, поэтому в 1929 году по инициативе началника технического департамента министерства авиациии Франции Альбера Каку на фирме "Девуатин" началась постройка самолета с огромными бензобаками на восемь тонн бензина, способного преодолеть символичный 10000-километровый рубеж. Бензобаки размещались в длинном и толстом крыле.

1 января 1931 года самолет был готов. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и гладкой дюралевой обшивкой. На фоне распространенных тогда фанерно-полотняных бипланов машина выглядела очень футуристично и весьма элегантно, несмотря на большие размеры. Длина фюзеляжа составляла 14.4 м, а размах крыла - 28 м. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый мотор водяного охлаждения "Испано-Сюиза" мощностью 650 л.с.

Уже 5 января была предпринята первая попытка установления рекорда, но полет пришлось прервать через 16 часов из-за резкого ухудшения погоды. 25 февраля состоялась вторая попытка - и вновь неудача. Самолет провел в воздухе 52 часа, до заветного рекорда оставалось совсем немного, но тут вдруг обнаружился критический сбой в работе топливной системы. Пришлось садиться. 13 мая "Девуатин" вновь поднялся в воздух, но рекорд опять остался недоступным. Через 33 часа полета экипажу пришлось совершить вынужденную посадку из-за утечки масла из двигателя.

Но французские авиаторы проявили железное упорство и 7 июня в четвертый раз пошли на рекорд. Только эта попытка, наконец, увенчалась успехом. Окрыленные удачей, французы решили отправить "Девуатин" за новым мировым рекордом, на этот раз - дальности полета по прямому маршруту. Маршрут был выбран довольно сложный - Париж-Токио, а большая его часть пролегала над Советским Союзом.

Перелет был согласован с советским руководством и 12 июля D.33 с экипажем из трех человек - пилота Доре, радиста Ле Бри и механика Месмина отправился в сверхдальний рейс через всю Евразию. Однако до точки назначения самолет не долетел. Через 49 часов после взлета, уже над Уралом, мощность мотора вдруг резко упала, а потом он и вовсе заглох. Вновь запустить его не удалось, а внизу на сколько хватало глаз простиралось "зеленое море тайги".

Доре решил спасти машину. Он приказал остальным членам экипажа прыгать с парашютами, а сам попытался сесть прямо на лес, заметив в нем небольшую поляну. Однако попытка не удалась - поляна оказалась слишком короткой. Поняв, что при обычной посадке самолет на пробеге неизбежно врежется в деревья, пилот "приложил" его к земле под слишком крутым углом. В результате, от ударной перегрузки у "Девуатина" подломилось шасси, отлетели оба крыла и отвалился двигатель.

В общем, самолет был полностью разрушен и не подлежал ремонту, правда, сам Доре отделался ушибами. Неудачливых рекордсменов быстро нашли и спасли, а к месту аварии срочно вылетел вызванный по телефону ведущий советский авиаконструктор Андрей Туполев с несколькими помощниками. Там они тщательно осмотрели, обмерили и детально сфотографировали обломки. А через два года в туполевском КБ родился первый советский сверхдальний самолет АНТ-25, очень похожий на D.33 по внешнему виду, размерам и компоновке.

Правда, Туполев усовершенствовал машину, оснастив ее убирающимся шасси и слегка увеличив размах крыла. АНТ-25 принес советской авиации всемирную славу, совершив рекордный перелет в США через Северный полюс. Но это уже совсем другая история.



Чертеж "Девуатина" D.33.



D.33 в парижском аэропорту Орли незадолго до старта в неудачный полет на Японские острова.



Передняя часть D.33 крупным планом.



Одна из фотографий обломков сделанная группой Туполева.

авиация, спорт, Франция, дизельпанк, История

Previous post Next post
Up