Тоннель в преисподнюю

Jun 05, 2021 14:13



Ровно 80 лет назад, 5 июня 1941 года, состоялся крупнейший за восемь лет японо-китайской войны налет японской авиации на Чунцин - тогдашнюю временную столицу Китая. 130 двухмоторных бомбардировщиков G3M и Ki-21, атакуя последовательно, отдельными группами, за несколько часов сбросили на город более 100 тонн фугасных и зажигательных бомб.

Бомбардировки продолжались и ночью при свете пожаров. К утру следующего дня тысячи домов превратились в пылающие руины, а жертвами налета стали около шести тысяч человек. Но самым чудовищным было то, что почти все эти люди погибли не от бомб, а от халатности, безответственности и тупого формализма китайской полиции.

Июньская бомбардировка Чунцина была уже далеко не первой, японская авиация регулярно атаковала этот город с 1938 года. Жители давно привыкли к тому, что по сигналу воздушной тревоги необходимо спускаться в бомбоубежища. Помимо убежищ специальной постройки, в этом качестве использовались различные тоннели и подземные галереи, где раньше добывали строительный камень. И все равно мест в укрытиях не хватало. Обычно в них набивалось гораздо больше народа, чем предусматривалсь санитарными нормами.

Вечером 5 июня в крупнейшую из таких галерей, рассчитанную на две с половиной тысячи человек, спустились примерно пять тысяч. Люди стояли вплотную друг к другу, не имея возможности даже присесть. Все предыдущие налеты продолжались менее полутора часов, но этот оказался необычайно долгим. Вентиляция не справлялась и на исходе второго часа в тоннеле стало нестерпимо душно. Люди начали задыхаться. Ища спасения, они бросились к выходу и попытались открыть ворота, но охранявшие их полицейские имели приказ никого не выпускать до окончания бомбардировки.

Чтобы не позволить запертым в убежище распахнуть решетчатые створки, полицейские обмотали их цепью и повесили замок, после чего спокойно ушли, не обращая внимания на крики и стоны задыхающихся людей. А когда еще через три часа прозвучал отбой тревоги, стражи порядка вернулись и открыли ворота, но из них никто не вышел. Весь тоннель был завален трупами. Свыше четырех тысяч человек, в том числе более полутора тысяч детей умерли от удушья, а те, кто еще подавали признаки жизни, уже не могли передвигаться.

Спасательные работы затруднялись тем, что в галерее было буквально нечем дышать, а кислородных приборов не хватало. В итоге умерли почти все, решившие укрыться от бомб в тоннеле, ставшем для них гигантской "душегубкой". Это была крупнейшая катастрофа подобного рода за всю мировую историю.

Поразительно, но за случившееся никто не понес ответственности. Полицейских оправдали, поскольку они действовали строго по приказу. А отдавший этот приказ комендант города отделался формальным снятием с должности, хотя, фактически остался на прежнем месте. В общем, вместо того чтобы выявлять и наказывать виновных, чем непременно занялись бы в Европе и Америке, китайцы философски списали трагедию на волю судьбы и непреодолимую силу обстоятельств.

На заставке - японский бомбардировщик Кi-21 над Чунцином, снимок из японской газеты "Асахи Симбун", сделанный с другого бомбардировщика, летевшего выше. На земле видны разрывы бомб.



Начало японской бомбардировки Чунцина, люди спешат укрыться в убежищах.



Чунцин под бомбами.



Подлинный фотоснимок горящего города после очередного визита японских бомбардировщиков.



Бомбардировщики G3M, совершавшие в 1937-42 годах бомбовые рейды на города Китая.



G3M и Ki-21 с обозначениями бомбардировочых сентаев, принимавших участие в налетах на Чунцин.



Жертвы бомбардировки 5 июня 1941 года.



Слева: одно из тоннельных убежищ Чунцина во время налета. Хорошо видно, насколько плотно оно заполнено людьми.
Справа: жутковатый памятник, установленный недавно на месте трагедии в бомбоубежище.



Солдаты-спасатели у входа в "тоннель смерти".

психология, авиация, Писец, катастрофы, Япония, Вторая мировая, ВВС, Китай

Previous post Next post
Up