«Гранд Отель Европа» - это своеобразный слоеный пирог, в котором собрано много разнообразных ингредиентов. Здесь сохранились фундаменты начала XIX века, переделки последней трети XIX века и начала XX века. Отель - это живой организм, который должен постоянно обновляться. И в настоящее время в отеле проходит какой-то косметический ремонт: обновляют коридоры, приводят в порядок некоторые номера к высокому туристическому сезону. Содержать отель в порядке - дело хлопотное и дорогое, и как заметил Марк Твен: «Любой святой мог творить чудеса, но лишь немногие из них смогли бы содержать гостиницу».
Пролистаем страницы истории гостиницы назад. Этот участок никогда не пустовал. Дома стояли и по Невскому проспекту, и по Итальянской улице, внутриквартальное пространство было занято хозяйственными постройками. Первый отель здесь был открыт в конце 30-х годов XIX века, Генрихом Клее, который взял себе в помощники ресторатора Жана Кулона. Судя по сохранившимся заметкам, известные постояльцы не всегда понимали, кому из них принадлежал отель. В отсутствие владельца Жан Кулон брал управление в свои руки, поэтому и создавалось такое впечатление.
01.
Отель постоянно разрастался. В 50-е годы XIX века он назывался «Россия», имел около 200 номеров, охрану и огромный штат прислуги. Федор Михайлович Достоевский назвал его «американской машиной». Отель рос и развивался, и так продолжалось до 1870 года. Но скончался владелец, Генрих Клее, а через полгода случился пожар. Клее-младший понял, что не готов взять на себя управление гостиницей, и продал ее. Покупатели нашлись очень быстро, ими стали швейцарские крупные предприниматели. Они организовали акционерное общество «Гостиница Европейская», пригласили архитектора Людвига Францевича Фонтана и началась полная перестройка отеля. При Фонтана здание стало четырехэтажным и фасад украсили эклектичные формы. Полностью изменился номерной фонд и было организовано несколько ресторанных площадок. К концу XIX века директором гостиницы «Европейская» стал Колин Линсберг, немецкий предприниматель. И в тот период все члены правления были немцами.
Для создания ресторана «Европа» пригласили К.Э Маккензена, и выставили ему обязательное условие - обязательно выучить русский язык. Архитектор создал ресторан в стиле модерн, которого в то время было еще мало в Петербурге.
Через 2 года пригласили другого архитектора, Федора Ивановича Лидваля, который будет перестраивать парадную лестницу, создавать ресторан «Крыша». Все металлоконструкции создавал Владимир Андреевич Барев, знаменитый инженер-путейщик. После открытия рестораны «Крыша» и «Европа» пользовались большой популярностью.
02.
1914 год подорвал репутацию отеля. Началась Первая Мировая война, а все члены правления отеля были немцами. Началась депортация, несмотря на то, что они писали прощения императору о том, что «они уже российские граждане и давно служат на благо России».
Отель продолжал работать, хотя уже существовал Сухой закон и начались перебои с сахаром. Его деятельность резко прекратилась в 1918 году, когда кризис захлестнул Россию. Молодое российское правительство решило большую часть отеля отдать под детский приемник. Здесь нашли приют беспризорные дети, найденные на улицах города. В качестве воспитателя сюда пришел молодой Александр Александрович Брянцев, будущий создатель ТЮЗа. Он слышал, как по ночам дети выли в подушки, и гул разносился по коридорам. У многих из них, на глазах расстреляли родителей, они пережили голод и холод подвалов. Брянцев понял, что мало их обогреть и накормить, нужно организовать досуг, чтобы эти дети немного забыли ужасы Гражданской войны. Тогда, впервые, он примерил на себя роль актера и режиссера, и начал показывать детям представления. Позже он организовал Театр Юного зрителя в Петербурге.
Здесь недолго просуществовал детприемник. После окончания Гражданской войны начался период НЭПа, а с ним развитие новой экономической политики. Гостиницу привели в порядок и она вошла в систему «Интурист». В начале 30-х годов здесь снова сделали ремонт и было сделано несколько совершенно одинаковых номеров. Так проявилась советская традиция - «причесать всех под одну гребенку». За отелем всегда присматривали соответствующие органы, и во многих номерах стояли прослушивающие устройства.
Во время войны, в 1941 году, сюда въехал госпиталь и просуществовал до весны 1942. После, отель был законсервирован, и к ремонту приступили уже после войны. Отель сильно не пострадал, его быстро отремонтировали и несколько десятилетий он работал по своему прямому назначению. Особенно он был популярен в 60-70-е годы, период хрущевской «оттепели». Здесь играли известные джазовые коллективы, работал ресторан «Восточный» (в 1965 году переименованный в «Садко»). Это было особенное место: торжественная обстановка, нарядная, красивая публика, все сотрудники удивительно любезны.
В советский период, к концу 1980-х годов, интерьеры гостиницы «Европейская» сильно обветшали и встал вопрос о глобальной реставрации и реконструкции. Гостиница была рассчитала на иностранцев, но уровень проживания не соответствовал мировым стандартам. Например, в некоторых номерах не было ни душа, ни ванны, только раковина. Работы продолжались с 1989 года по 1991, и в январе открыли обновленную гостиницу. Проект реставрации разработала Виктория Эммануиловна Струзман. Она придерживалась старой школы, и стремилась сохранить все, что возможно в первозданном виде. Здесь многое осталось от архитектора Федора Ивановича Лидваля, который руководил ремонтными работами с 1907 по 1914 гг.
03.
Свой современный вид гостиница приобрела к 2008 году. В начале 2000-гг. было организовано российско-шведское акционерное общество, гостиница «Европейская», и с тех пор отель принадлежит компании «Belmond», штаб-квартира которого находится в Лондоне. Был проведён третий этап реконструкции, автором проекта обновления кафе и номеров отеля стал французский дизайнер Мишель Жуане.
04.
На время реконструкции отель закрыли и гостей временно гостей размещали на теплоходе «Олимпия», около гостиницы «Прибалтийская». Одновременно набирали новый персонал и сотрудников сразу обучали мировым стандартам обслуживания.
8 ноября 2009 года на церемонии вручения World Travel Awards (Лондон) гостиница «Гранд Отель Европа» названа самым роскошным отелем Европы и мира.
05.
А мы тем временем отправились гулять по отелю, рассматривая изменившиеся интерьеры. Что же осталось от первоначального замысла?
Виктория Струзман решила превратить обычный рабочий коридор в своеобразную галерею.
06.
07.
Лобби-бар за все свою историю пережил несколько преобразований. Здесь в свое время находились служащие, можно было отправить телеграмму или написать письмо.
08.
Сегодня в лобби-баре можно увидеть красивые, темно-зеленые камины. Они были установлены в 1992 году, взамен старых, выполненных Карлом Маккензеном.
09.
Витражи также были полностью заменены в 1992 году.
10.
11.
Обратим внимание на потолок.
12.
На достаточно плоском потолке присутствует тема круга, - это наследие Лидваля, который тогда еще использовал растительные мотивы. Парадную лестницу он выполнит уже в более спокойном стиле модернизированной классики.
13.
Вдоль коридора первого этажа стоят красивые статуи.
14.
Особенно интересна эта композиция с детьми. Подставка из черного мореного дуба имитирует мольберт, и очень сложно догадаться, что это подставка для шнурования ботинок.
15.
16.
Если пройти до конца коридора, можно попасть в ресторан «Азия».
17.
Свое второе рождение и новое имя ресторан получил в 2015 году благодаря проекту японского архитектурно-дизайнерского бюро Super Potato. Основной идеей проекта было - соединение европейской и азиатской культуры. И советская живопись под подшивным потолком оказалась очень хорошей находкой.
Японский дизайнер так вдохновился фарфором Императорского фарфорового завода, что приклеил на стены тарелки, а чашки и блюдца увез на родину)
18.
Оригинальная люстра)
19.
Зал ресторана оформлен как продолжение пилонной галереи отеля, только пилоны выполнены из касторовой аралии. В пилонах оригинально уложены бутылки: стоя и лежа. Над барной стойкой - японский камень, имитирующий кирпич. Столешница изготовлена из японского гранита - Аджи. Он очень редкий и ценный и для того, чтобы его вывезти, нужно оформить специальное разрешение. Большие арочные окна и низкая светлая мебель создают ощущение, что находишься в японском чайном доме.
20.
Интересно, что здесь каждый день, кроме выходных, проходят бизнес-ланчи - «Открой для себя все вкусы Азии».Обеденное меню каждого дня с понедельника по субботу посвящено отдельной стране: Японии, Китаю, Таиланду, Индии, Малайзии и Вьетнаму.
21.
С первого этажа мы перешли на второй, по парадной лестнице.
В одной из комнат есть балкон с видом на ресторан «Европа».
22.
Сам ресторан не попал в кадр, но если свесится с балкона, то видно его хорошо. Особенность ресторана в том, что он находится как бы между первым и вторым этажом, на бельэтаже, и спрятан от посторонних глаз. Но ресторан не закрыт для гостей, - вкусно пообедать или поужинать может любой желающий, также можно заказать бранч. Но нужно соблюдать определенный дресс-код. И если на бранч можно прийти в обычной классической одежде, то на ужине нужно выглядеть более торжественно.
С балкона виден красивый витраж, похожий на замочную скважину.
23.
Когда Виктория Струзман, занималась реставрацией отеля в конце 80-х годов, она решила превратить соседний двор в ресторанное пространство. Там сейчас находится кафе, куда мы заглянули в конце экскурсии.
24.
Мы уже так много услышали про архитектора Лидваля, что название гостиной - «Lidval room», не было неожиданным. Посетители гостиной удивлялись насколько удобна эта мебель, она одинаково хорошо подходит высоким и низким, полным и худощавым. Вся мебель заказывалась в Швеции, на родине современной Икеи)
25.
Элементы интерьера гостиной.
26.
27.
28.
Всегда в гостиной стоял рояль фирмы Лихтеншталь, 1850 года.
29.
Видно, что он не в лучшей физической форме, и им практически не пользуются. Настройщик, опасаясь за его состояние, разрешает исполнить 2-3 произведения. Выполненный из черного дерева, украшенный инкрустацией, этот старинный инструмент по-прежнему украшает гостиную.
30.
На стенах отеля висят старинные фотографии. Они бережно хранят историю отеля и можно увидеть то, что уже исчезло навсегда. Здесь стоит остановиться и заглянуть в прошлое…
31.
Гуляя по отелю, мы поднялись в бывший ресторан «Крыша». Но сначала стоит посмотреть на старую фотографию этого пространства.
32.
И когда мы зашли туда, поняли, что оно изменилось до неузнаваемости. Это пространство практически полностью переделано, исторически сохранился только объем основного зала. Этот зал всегда был светлым, с плоскими стенами и овальным потолком. Были воспроизведены первоначальные хрустальные люстры, но нет тех тропических растений в кадках, которые мы видим на старой фотографии. Тогда их было много, потому что Лидваль работал с Константином Эйлерсом, инженером по образованию, но сыном «цветочного короля».
Сейчас ресторан не работает постоянно, открывается только для проведения банкетов.
33.
34.
В советский период это было доступное место с очень демократичными ценами. Цены не менялись с 50-х годов и завсегдатаи ресторана хорошо помнят, что самое дорогое блюдо -цыпленок табака стоил 2 рубля 75 копеек, жульен - 70 копеек, черная икра - 1 рубль 20 копеек (!). В тот период ресторан на крыше был создан впервые, с расчетом на эффектность. Первоначально к нему была пристроена терраса, которую сейчас перестроили под фешенебельные номера. Есть и именные номера, например номер «Стравинский». В этом номере с роялем, в свое время, жил Стравинский.
В обиходе, ресторан «Крыша» называли «Средний зал филармонии». Здесь всегда была эстрада, и часто выступал цыганский хор с самыми красивыми солистками.
Сейчас пространство ресторана - это несколько залов.
35.
36.
37.
38.
39.
Мы покинули бывший ресторан «Крыша» и спустились вниз, где нас ждал бонус от отеля. Но сначала остановились перед ювелирным магазином с изделиями от Михаила Шемякина.
40.
41.
42.
Итак, бонус -чаепитие в лучших русских традициях!
43.
44.
45.
И, конечно, я не смогла пройти мимо красивой витрины с тортами.
46.
47.
48.
49.
50.
И на этой сладкой ноте, я заканчиваю свою историю о «Гранд Отель Европа». Несмотря, на то что за свою жизнь отель претерпел значительные изменения, он сохранил свою первоначальную сущность. А прикоснуться к его истории можно на экскурсии от Людмилы Ивановны Сапрыкиной или посетить один из его ресторанов.
51.