Если в
прошлый раз мы с вами посмотрели на кусочек православного Стамбула, который, конечно, за один раз не объять, то сегодня предлагаю познакомиться с другими христианскими конфессиями, также веками представленными на берегах Босфора. Их общины тоже продолжают существовать сквозь столетия, претерпевая существенные повороты исторических перипетий. А поскольку Стамбул - город огромный, в демографическом же плане - настоящий мировой мегаполис, то каких только религий в городе не представлено. В том числе и разных конфессий в оных религиях.
Итак, сегодня поговорим о христианах западных и древневосточных конфессий в Стамбуле. Будет немало привычной для этих конфессий архитектуры, в Стамбуле смотрящейся удивительно нетипично. Вас ждёт немало любопытных деталей!
Прежде чем начать предметный разговор, честно признаюсь, что материала у меня не очень много. Часть храмов я видел лишь из окон трамваев (как, скажем, эфиопский храм в крепостной стене вокруг султанского комплекса Топкапи), иные были закрыты, третьи (как, например, Английская Крымская церковь, построенная турками в благодарность англичанам за их участие в Крымской войне) расположены так, что их очень трудно нормально сфотографировать, хотя я их и видел. Так что покажу то, что есть. Считайте это демо-версией знакомства в межконфессиональным Стамбулом, потому что в идеале это всё видеть и чувствовать, конечно, стоит лично.
Итак, начнём.
Я неслучайно выбрал именно такую обложку. Удивительное чувство всякий раз охватывало при посещении стамбульских христианских храмов разных конфессий. Вот вроде бы они и перед тобой, никуда не прячутся. А при этом их фасады подчас словно замаскированы, да и в целом их посещение оставляет чувство этакого телепорта в иную реальность, существенно контрастирующую с окружением.
Как бы там ни было, давайте всё посмотрим.
Начнём прогулку на улице Истикляль в районе Бейоглу. Пролегая в двух шагах от знаменитой Галатской башни и упираясь в площадь Таксим, православный Троицкий собор на которой я вам уже показывал в прошлый раз, Истикляль по праву может именоваться не только главной торговой и прогулочной улицей Стамбула, но и главной христианской улицей города. Если с некоторым волюнтаризмом включить в его состав упомянутую Таксим, то получится, что тут есть православные, римо-католические и армянские храмы, которые подчас стоят почти вплотную друг ко другу.
Но Истикляль - тот самый случай, когда храмы словно спрятаны. Почему? Их фасады имеют перед собой площадки, и получается, что сами храмы находятся в углублении, как будто во дворах. Потому со стороны улицы их не видно, и нужно заглядывать в каждый двор, чтобы внезапно их там обнаружить.
Вот так заходишь в арку - и попадаешь в такое место!
Это римо-католический храм Марии Драперис. Большой, красивый, довольно изящный и типичный для его конфессии.
Буквально пара дворов в сторону - и попадаем в ещё более крупный римо-католический собор Антония Падуанского. Готика посреди Стамбула - потрясающе!
Внутри очень торжественная и нарядная обстановка! Согласитесь, никогда в жизни не поверишь, глядя на следующее фото, что оно сделано в Стамбуле!
Какие окна!
В этом соборе я встретил иконы, показавшиеся мне одним из самых необычных религиозных наблюдений за всю ту поездку.
Обратите внимание на следующий снимок. На иконе изображён тот самый Антоний Падуанский. Выполнена икона в греческом стиле, так что даже непривычно видеть её в готическом храме латинского обряда. Однако что тут наиболее интересно: посмотрите на подпись в верхней части иконы. Она на турецком, но сам шрифт начертан скорее в традициях греческой каллиграфии! Вот это сочетание, однако!
Есть и куда более традиционные для Запада почитаемые изображения - статуя Антония Падуанского:
Очень модернистская скульптура в храмовом дворике. Предполагаю, что она символизирует Распятие, хотя всё же не уверен до конца - уж больно абстрактно:
С тыльной стороны собора проходят замысловатые коридоры, соединённые переходом и увенчанные двумя башнями:
А следующий снимок показывает плотность застройки района Бейоглу :)
Через дорогу от римо-католического собора нас встречает армянский, кажется, храм. Не смог до конца разобраться ни с его названием, ни с тем, какой конфессии он принадлежит. Есть ощущение, исходя из внешнего вида, что он не действующий, честно говоря..
Как я и обещал, покажу и армянские святые места. К сожалению, без фото в их храмах, с чем был связан даже забавный курьёз.
Есть армянский храм в Кадыкёе, ровно напротив греческого храма св. Евфимия, о котором я говорил применительно к Халкидонскому собору. Там, как вы помните, был некоторый казус, когда нас не пустили внутрь. С армянским храмом вышло почти то же самое, даже ещё веселее :) Дело в том, что мы побывали внутри, но на считанные мгновения: пожилой смотритесь подбежал к нам и начал пытаться говорить с нами на ломаном итальянском! Видимо, принял нас за римо-католиков и пытался объяснить нам, что это храм другой конфессии. Мы это и так знали, но в итоге всё же вынуждены были ретироваться, такие вот дела :)
Неужто им так досаждают там римо-католические туристы? :)
В конце прошлого поста я говорил, что есть в Стамбуле район с большим количеством армян. Это и правда так, район называется Гедикпаша. Там, в частности, расположилась Армянская патриархия Константинополя - резиденция местного предстоятеля армянской церковной юрисдикции. На её территорию ведут ворота с красивой колокольней:
Территория обнесена забором, попасть на неё нельзя - видимо, вне служб. Но тут нет высокой горы, как на Фанаре:
Есть знатоки армянского языка? Что написано на здании?
Табличка утверждает, что нынешний Армянский Патриархат Константинополя основан при Мехмете Завоевателе:
На территории патриархии встречаются красивые исторические особняки, рядом с которыми растут пальмы:
Очень красивая мозаика в римском стиле у входа в здание патриархии:
Конечно, хачкары, традиционные армянские кресты, у входа тоже установлены:
Если углубиться в район Гедикпаша, то можно встретить ещё несколько армянских храмов, причём разных конфессий.
Для начала - храм Сурб Ованес - как раз Армянского Патриархата. Довольно интересный в архитектурном плане. Был закрыт, потому внутри я бы в любом случае не побывал:
Довольно удивительно было встретить Армянский протестантский храм, как он официально называется, выполненный в неоготическом стиле. Сюда мы на минутку заглянули, но там шло собрание, так что сильно тревожить людей не стали, потому покажу храм снаружи:
На его стене обнаружена явно современная фреска:
А вот, собственно, табличка, свидетельствующая о принадлежности:
Из этого храма я привёз необычный сувенир, не являющийся для меня практически полезным, но весьма интересный. Дело в том, что в этом храме раздавали для всех желающих Новый Завет на разных языках. В частности, был и арабский, причём, что интересно, с обложкой зелёного цвета. Никогда в жизни не видел Библию на арабском, потому стало интересно повертеть книгу в руках. Взял, посмотрел - да так себе на память и оставил :) Теперь хоть арабский учи, чтобы сравнить переводы со знакомыми мне! :)
***
Таким я увидел христианский Стамбул. Это, конечно, далеко не всё, чем он может удивить, но его часть зацепить и прочувствовать мне всё же удалось, что отрадно.
Теперь настаёт момент, когда посты о Стамбуле обретают географическое изменение. Попросту говоря, далее нужно будет просто писать о фотопрогулках по тому или иному району. Но это - уже другая история :)