Да, вот такой неожиданный заголовок у сегодняшнего поста. Как и сама его тематика. Решил продолжить тему этакого неочевидного Стамбула после прошлой
записи о Святой Софии.
Стамбул, по понятным причинам, ассоциируется много с чем, но едва ли на ум нейтральному наблюдателю прежде всего приходит в связи с ним Православная Церковь. Для самих же практикующих православных христиан всё иначе, равно, впрочем, как и для активно интересующихся историей определённых исторических эпох. За два с половиной тысячелетия своего существования город на Босфоре чего только не повидал. И не секрет, что он столетиями был одним из двух главных мировых христианских центров, наряду, конечно, с Римом, нося официальный статус Второго Рима. Кстати, это наименование до сих пор остаётся у Вселенского патриарха: его правильно именовать архиепископом Константинополя - Нового Рима и Вселенским патриархом.
Некоторое наследие тех времён присутствует в Стамбуле и сегодня. Конечно, после обменов населением и массовых миграций прошлого века греков в Турции, и в Стамбуле - в частности, осталось крайне немного. И всё же они есть. Как и сохранившееся православное (отнюдь не только греческое, что я подробнее покажу далее) наследие, продолжающее свою жизнь в окружающей его совершенно иной реальности. Это создаёт мощный эмоциональный и атмосферный контраст, конечно.
Впрочем, давайте обо всём по порядку. Сначала поговорим о том, какой я застал христианскую общину Стамбула как таковую, а затем я покажу вам некоторые храмы, которые довелось увидеть и посетить. Там было немало необычного!
Начнём.
Как и обещал, сперва - немного общих впечатлений.
В рассказе о Софии я уже обмолвился о страхах относительно посещения Стамбула. И, конечно, переживал я вовсе не за личную безопасность. Тревожили меня предвосхищаемые чувства места гибели цивилизации, дорогой и родственной едва ли не для всякого христианина. К счастью, ощущения этого в Стамбуле нет: видимо, прошло уже слишком много времени, а окружающая реальность настолько отлична от этих предположений, что уже никак по сему поводу не тревожит даже в весьма древней исторической застройке.
Но есть места, где яркость чувств играет на максимуме. И если в Софии это, чего скрывать, были тоска и грусть, то в действующих храмах ощущение было совершенно противоположным. И, кстати, не только в православных, но об этом будет речь в отдельном посте, а пока говорим именно о них.
Возникало ощущение, что я вернулся домой после долгих скитаний. Как бы красиво, уютно, комфортно и впечатляюще ни было в окружающем Стамбуле, как бы отлично я себя там ни чувствовал - в православных храмах сразу появлялось этакое ощущение, что в гостях хорошо, а дома - лучше. Однажды вспомнилась довольно старая песня, строки которой показались максимально точно отражающими эти ощущения - впоследствии она приходила на ум ещё не раз:
Много лет назад,
В тени чужих мостовых,
Я увидел тебя и подумал:
“Как редко встречаешь своих!”
Бытие христиан в Стамбуле визуально значительно отличается от остального города, как я уже и сказал. И в особенности это ощущается применительно к православным храмам. Во всяком случае, это так применительно ко храмовым территориям. О Фанаре ещё будет сказано отдельно, но он в этом плане наиболее показателен, конечно, однако и в остальном бросаются в глаза непростые следы истории. Так, большинство православных храмов обнесено не только заборами, но и колючей проволокой! А вне служб попасть в них невозможно, потому что они наглухо заперты. Потому я и смог посетить всего несколько из них. На фоне ощущения гостеприимства и радушия Стамбула такая настороженность, очевидно, уходящая корнями в историю, крайне огорчает, конечно…
При этом действующих храмов в Стамбуле немало. Только я насчитал полтора десятка, а может их быть и больше. Есть, кстати, и подворье русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, где служат на церковнославянском языке и придерживаются привычного нам старостильного календаря. Этот храм затерян на верхнем этаже неприметного с улицы здания, потому я, честно говоря, так его и не отыскал, но он точно существует. А вот что именно я увидеть смог, сейчас как раз и покажу.
***
Давайте переходить к рассказам о конкретных храмах, на примерах которых указанное выше станет более заметным. Впрочем, и не только указанное.
Начнём, конечно, с Фанара - резиденции Вселенской патриархии и места собраний Синода этой Поместной Церкви. Окружённый довольно консервативным турецким районом, Фанар расположился на вершине весьма крутого холма, а его массивные крепостные стены как будто подчёркивают напоминание о его отдельности от окружающих его реалий.
Фанар стал центром религиозной жизни православных христиан этого региона после османского завоевания, а нынешний кафедральный собор Вселенского Патриархата был в немалой степени построен и благоустроен благодаря пожертвованиям первых русских царей из династии Романовых - ещё московских времён.
Сегодня Фанар, кроме места проживания немногочисленной греческой диаспоры современного Стамбула, представляет собой кафедральный православный собор святого Георгия, крупное административное здание патриархии и Синода, к коим примыкают светские и богословские учебные заведения.
Давайте зайдём в Георгиевский собор. Над входом видим двуглавого орла, являющегося символом Вселенского Патриархата: он изображён на флаге этой Поместной Церкви (чёрный орёл на золотом фоне):
В небольшом притворе разложены брошюры на разных языках, рассказывающие об истории и современности Православия на Босфоре. Сразу за которым находится проход в основную часть собора.
По нашим меркам он довольно небольшой. Сразу бросилось в глаза наличие сидений, для Русской Церкви непривычное - но, чего кривить душой, столь удобное подчас на наших длинных службах:
Со стороны алтаря храм выглядит вот так. Повторюсь, размеры скромные.
Нам повезло побывать там практически в одиночестве, когда в храме присутствовал лишь немногословный пожилой смотритель-грек. Интересно было увидеть храм в таковой атмосфере.
Вдоль стен храма расположены стасидии - весьма интересные гибридные штуковины. У них имеется длинная спинка и откидное сидение, но самое интересное - регулируемые по высоте поручни. Благодаря ним за стасидием можно как стоять, облокотившись, так и сидеть. Придуманы они были в греческих монастырях, дабы монахам было проще молиться за многочасовыми службами. Я много слышал и читал о стасидиях, но впервые увидеть их и даже опробовать лично довелось именно на Фанаре. Интересно!
Обратите внимание на выделенные стасидии в центре кадра. Это - место расположения Вселенского патриарха на службах. В отличие от восточнославянской традиции, у греков патриарх изрядную часть службы находится не в алтаре, но и не на кафедре в центре храма, как у нас, а вот на таком возвышении у боковой стены:
Иконостас собора. Да, на Царских Вратах тоже орёл, а сами врата очень небольшие. При этом иконостас в целом нетипичен для греческой традиции. Обычно в храмах византийского стиля он маленький и низкий, а верхняя его куполообразная часть открыта. Представленное же в Георгиевском соборе Фанара как раз больше похоже на славянские иконостасы. Согласитесь, вполне похоже на русские храмы начала Нового времени - и не только на русские:
Удалось поймать яркий кадр пробивающегося сквозь иконостас солнца. Это стало во всех смыслах ярким символом визита: скрывать не буду, испытал на Фанаре колоссальные эмоции!
Как я уже говорил, на Фанаре есть учебные заведения. Самое, пожалуй, престижное, - Греческий православный колледж, необычное здание которого хорошо видно и за пределами Фанара:
По соседству с Фанаром (а, по сути, и почти в его пределах) расположился храм св. Марии Деспины Монгольской. Насколько я смог понять, это - единственный храм, сохранившийся с византийских времён действующим по сию пору и никогда не закрывавшимся. Попасть туда не удалось, потому как внутрь ведут ворота, оказавшиеся на замке. Был домофон, но я решил, что не стоит просто ради любопытства тревожить смотрителей храма, даже если они там были.
Жаль, конечно, что доступ к святыням столь затруднён… То самое, о чём я говорил, собственно.
Если спуститься с Фанара, окажешься неподалёку от залива Золотой Рог. На его берегу встречает уникальная церковь - болгарский Чугунный храм! Удивительное металлическое храмовое здание прихода св. Стефана - яркая визитная карточка христианского Стамбула. Туда вход тоже свободный и вне служб, как и в Георгиевский собор, так что пойдёмте скорее внутрь!
Но перед этим оценим храм сбоку - масштабный! И снаружи, и внутри он кажется в несколько раз более крупным, чем патриарший собор на Фанаре:
Здесь нас встречают тоже привычный для славянских храмов иконостас, а вместе с ним - уже знакомые по Фанару скамейки. Вот везде бы так!
Впрочем, тут было большое удивление, но его я покажу чуть позже. А пока поделюсь эстетической неожиданностью.
Дело в том, что в храме играли записи церковных песнопений, и это был тот случай, когда мозг испытывал когнитивный диссонанс, скажем так :) Потому что текст был понятен - он же на церковнославянском, но вот сами интонации… Службу пели греческим распевом, совершенно не похожим ни на современный партес восточнославянских церквей, ни на старообрядческое пение. Удивительное сочетание!
А вот и то самое удивление - скамейки в храме св. Стефана расположены даже на хорах! То есть да, во время службы вы можете пройти, так сказать, “на балкон”, участвуя в службе оттуда, сверху! Никогда не видел ничего подобного! Виды оттуда открываются очень необычные! Собственно, именно с хоров был сделан и заглавный снимок этого поста.
Стасидии для епископов тут отличаются:
Как же непривычно, что витраж под потолком буквально на расстоянии вытянутой руки от тебя!
Следующий исторический храм, который я хочу вам показать, это храм св. Евфимия в Кадыкёе. В былые времена здесь, на азиатском берегу Стамбула, был отдельный город, именовавшийся Халкидоном, впоследствии ставший частью Константинополя. И именно тут прошёл 4-й Вселенский собор. Нельзя было не посетить этот храм!
Он имеет довольно необычную форму. На первом этаже находится крупный притвор, а основное помещение - на втором. И туда мы попасть не смогли. Там явно были люди, но нас внутрь не пустили (впрочем, мы и не ломились, но всё же).
А притвор удалось осмотреть детально. Там представлены фрески на тему Вселенского собора, есть памятные таблички на греческом. Можно набрать святую воду:
Возвращаемся в исторический центр. Неподалёку от султанского комплекса Топкапи расположился древний храм св. Ирины. Один из крупнейших храмов Константинополя сегодня не действует: в нём проводят концерты. Масштабы впечатляют! А тоска, знакомая по Софии, тут ещё отчётливее…
Покажу вам ещё одну византийскую жемчужину, на момент нашего приезда тоже не действовавшую и являвшуюся музеем. Сегодня там вновь открыли мечеть, и я очень переживаю не только за доступность для публики, но и даже просто за сохранность уникальных фресок комплекса.
Я говорю о бывшем монастыре Хора. Просто дух захватывало то, что там можно было увидеть - и то, как многое сохранилось! Надеюсь, что сохранится и теперь…
Завершим ещё двумя храмами, куда мне попасть не удалось по описанным выше причинам. Но я хотя бы подробно посмотрел на них снаружи. Оба они весьма масштабные и действующие.
Первый - храм св. Кириака, расположенный по соседству с армянским районом в Фатихе. В архитектуре узнаётся преемственность с византийским стилем, хотя по стамбульским меркам храм достаточно “молодой” - примерно на одно-два столетия младше собора на Фанаре. Большой, красивый, интересный. Тут были открыты ворота во внутренний двор, но сам храм, увы, оказался заперт и здесь.
Второй - Троицкий собор на площади Таксим. Он является крупнейшим действующим православным храмом в Турции, а архитектурой здорово напоминает Святую Софию. Собор окружён забором, а внутри проходило некое мероприятие, ввиду чего ворота были закрыты. Не уверен, что он открыт вне служб, но хотелось бы на это надеяться.
Таким я увидел православный Стамбул. Необычным, словно спрятанным, но хотя бы частично доступным для пытливого гостя. Интересный был опыт его изучения!