Позапрошлый мир. Первый Восток. The Город. Православный Стамбул

Jul 11, 2024 06:00

Да, вот такой неожиданный заголовок у сегодняшнего поста. Как и сама его тематика. Решил продолжить тему этакого неочевидного Стамбула после прошлой записи о Святой Софии.

Стамбул, по понятным причинам, ассоциируется много с чем, но едва ли на ум нейтральному наблюдателю прежде всего приходит в связи с ним Православная Церковь. Для самих же практикующих православных христиан всё иначе, равно, впрочем, как и для активно интересующихся историей определённых исторических эпох. За два с половиной тысячелетия своего существования город на Босфоре чего только не повидал. И не секрет, что он столетиями был одним из двух главных мировых христианских центров, наряду, конечно, с Римом, нося официальный статус Второго Рима. Кстати, это наименование до сих пор остаётся у Вселенского патриарха: его правильно именовать архиепископом Константинополя - Нового Рима и Вселенским патриархом.

Некоторое наследие тех времён присутствует в Стамбуле и сегодня. Конечно, после обменов населением и массовых миграций прошлого века греков в Турции, и в Стамбуле - в частности, осталось крайне немного. И всё же они есть. Как и сохранившееся православное (отнюдь не только греческое, что я подробнее покажу далее) наследие, продолжающее свою жизнь в окружающей его совершенно иной реальности. Это создаёт мощный эмоциональный и атмосферный контраст, конечно.

Впрочем, давайте обо всём по порядку. Сначала поговорим о том, какой я застал христианскую общину Стамбула как таковую, а затем я покажу вам некоторые храмы, которые довелось увидеть и посетить. Там было немало необычного!

Начнём.




Как и обещал, сперва - немного общих впечатлений.

В рассказе о Софии я уже обмолвился о страхах относительно посещения Стамбула. И, конечно, переживал я вовсе не за личную безопасность. Тревожили меня предвосхищаемые чувства места гибели цивилизации, дорогой и родственной едва ли не для всякого христианина. К счастью, ощущения этого в Стамбуле нет: видимо, прошло уже слишком много времени, а окружающая реальность настолько отлична от этих предположений, что уже никак по сему поводу не тревожит даже в весьма древней исторической застройке.

Но есть места, где яркость чувств играет на максимуме. И если в Софии это, чего скрывать, были тоска и грусть, то в действующих храмах ощущение было совершенно противоположным. И, кстати, не только в православных, но об этом будет речь в отдельном посте, а пока говорим именно о них.

Возникало ощущение, что я вернулся домой после долгих скитаний. Как бы красиво, уютно, комфортно и впечатляюще ни было в окружающем Стамбуле, как бы отлично я себя там ни чувствовал - в православных храмах сразу появлялось этакое ощущение, что в гостях хорошо, а дома - лучше. Однажды вспомнилась довольно старая песня, строки которой показались максимально точно отражающими эти ощущения - впоследствии она приходила на ум ещё не раз:

Много лет назад,
В тени чужих мостовых,
Я увидел тебя и подумал:
“Как редко встречаешь своих!”

Бытие христиан в Стамбуле визуально значительно отличается от остального города, как я уже и сказал. И в особенности это ощущается применительно к православным храмам. Во всяком случае, это так применительно ко храмовым территориям. О Фанаре ещё будет сказано отдельно, но он в этом плане наиболее показателен, конечно, однако и в остальном бросаются в глаза непростые следы истории. Так, большинство православных храмов обнесено не только заборами, но и колючей проволокой! А вне служб попасть в них невозможно, потому что они наглухо заперты. Потому я и смог посетить всего несколько из них. На фоне ощущения гостеприимства и радушия Стамбула такая настороженность, очевидно, уходящая корнями в историю, крайне огорчает, конечно…

При этом действующих храмов в Стамбуле немало. Только я насчитал полтора десятка, а может их быть и больше. Есть, кстати, и подворье русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, где служат на церковнославянском языке и придерживаются привычного нам старостильного календаря. Этот храм затерян на верхнем этаже неприметного с улицы здания, потому я, честно говоря, так его и не отыскал, но он точно существует. А вот что именно я увидеть смог, сейчас как раз и покажу.

***

Давайте переходить к рассказам о конкретных храмах, на примерах которых указанное выше станет более заметным. Впрочем, и не только указанное.

Начнём, конечно, с Фанара - резиденции Вселенской патриархии и места собраний Синода этой Поместной Церкви. Окружённый довольно консервативным турецким районом, Фанар расположился на вершине весьма крутого холма, а его массивные крепостные стены как будто подчёркивают напоминание о его отдельности от окружающих его реалий.

Фанар стал центром религиозной жизни православных христиан этого региона после османского завоевания, а нынешний кафедральный собор Вселенского Патриархата был в немалой степени построен и благоустроен благодаря пожертвованиям первых русских царей из династии Романовых - ещё московских времён.

Сегодня Фанар, кроме места проживания немногочисленной греческой диаспоры современного Стамбула, представляет собой кафедральный православный собор святого Георгия, крупное административное здание патриархии и Синода, к коим примыкают светские и богословские учебные заведения.

Давайте зайдём в Георгиевский собор. Над входом видим двуглавого орла, являющегося символом Вселенского Патриархата: он изображён на флаге этой Поместной Церкви (чёрный орёл на золотом фоне):



В небольшом притворе разложены брошюры на разных языках, рассказывающие об истории и современности Православия на Босфоре. Сразу за которым находится проход в основную часть собора.

По нашим меркам он довольно небольшой. Сразу бросилось в глаза наличие сидений, для Русской Церкви непривычное - но, чего кривить душой, столь удобное подчас на наших длинных службах:



Со стороны алтаря храм выглядит вот так. Повторюсь, размеры скромные.

Нам повезло побывать там практически в одиночестве, когда в храме присутствовал лишь немногословный пожилой смотритель-грек. Интересно было увидеть храм в таковой атмосфере.



Вдоль стен храма расположены стасидии - весьма интересные гибридные штуковины. У них имеется длинная спинка и откидное сидение, но самое интересное - регулируемые по высоте поручни. Благодаря ним за стасидием можно как стоять, облокотившись, так и сидеть. Придуманы они были в греческих монастырях, дабы монахам было проще молиться за многочасовыми службами. Я много слышал и читал о стасидиях, но впервые увидеть их и даже опробовать лично довелось именно на Фанаре. Интересно!

Обратите внимание на выделенные стасидии в центре кадра. Это - место расположения Вселенского патриарха на службах. В отличие от восточнославянской традиции, у греков патриарх изрядную часть службы находится не в алтаре, но и не на кафедре в центре храма, как у нас, а вот на таком возвышении у боковой стены:



Иконостас собора. Да, на Царских Вратах тоже орёл, а сами врата очень небольшие. При этом иконостас в целом нетипичен для греческой традиции. Обычно в храмах византийского стиля он маленький и низкий, а верхняя его куполообразная часть открыта. Представленное же в Георгиевском соборе Фанара как раз больше похоже на славянские иконостасы. Согласитесь, вполне похоже на русские храмы начала Нового времени - и не только на русские:



Удалось поймать яркий кадр пробивающегося сквозь иконостас солнца. Это стало во всех смыслах ярким символом визита: скрывать не буду, испытал на Фанаре колоссальные эмоции!



Как я уже говорил, на Фанаре есть учебные заведения. Самое, пожалуй, престижное, - Греческий православный колледж, необычное здание которого хорошо видно и за пределами Фанара:





По соседству с Фанаром (а, по сути, и почти в его пределах) расположился храм св. Марии Деспины Монгольской. Насколько я смог понять, это - единственный храм, сохранившийся с византийских времён действующим по сию пору и никогда не закрывавшимся. Попасть туда не удалось, потому как внутрь ведут ворота, оказавшиеся на замке. Был домофон, но я решил, что не стоит просто ради любопытства тревожить смотрителей храма, даже если они там были.

Жаль, конечно, что доступ к святыням столь затруднён… То самое, о чём я говорил, собственно.



Если спуститься с Фанара, окажешься неподалёку от залива Золотой Рог. На его берегу встречает уникальная церковь - болгарский Чугунный храм! Удивительное металлическое храмовое здание прихода св. Стефана - яркая визитная карточка христианского Стамбула. Туда вход тоже свободный и вне служб, как и в Георгиевский собор, так что пойдёмте скорее внутрь!



Но перед этим оценим храм сбоку - масштабный! И снаружи, и внутри он кажется в несколько раз более крупным, чем патриарший собор на Фанаре:



Здесь нас встречают тоже привычный для славянских храмов иконостас, а вместе с ним - уже знакомые по Фанару скамейки. Вот везде бы так!

Впрочем, тут было большое удивление, но его я покажу чуть позже. А пока поделюсь эстетической неожиданностью.

Дело в том, что в храме играли записи церковных песнопений, и это был тот случай, когда мозг испытывал когнитивный диссонанс, скажем так :) Потому что текст был понятен - он же на церковнославянском, но вот сами интонации… Службу пели греческим распевом, совершенно не похожим ни на современный партес восточнославянских церквей, ни на старообрядческое пение. Удивительное сочетание!



А вот и то самое удивление - скамейки в храме св. Стефана расположены даже на хорах! То есть да, во время службы вы можете пройти, так сказать, “на балкон”, участвуя в службе оттуда, сверху! Никогда не видел ничего подобного! Виды оттуда открываются очень необычные! Собственно, именно с хоров был сделан и заглавный снимок этого поста.





Стасидии для епископов тут отличаются:



Как же непривычно, что витраж под потолком буквально на расстоянии вытянутой руки от тебя!



Следующий исторический храм, который я хочу вам показать, это храм св. Евфимия в Кадыкёе. В былые времена здесь, на азиатском берегу Стамбула, был отдельный город, именовавшийся Халкидоном, впоследствии ставший частью Константинополя. И именно тут прошёл 4-й Вселенский собор. Нельзя было не посетить этот храм!



Он имеет довольно необычную форму. На первом этаже находится крупный притвор, а основное помещение - на втором. И туда мы попасть не смогли. Там явно были люди, но нас внутрь не пустили (впрочем, мы и не ломились, но всё же).

А притвор удалось осмотреть детально. Там представлены фрески на тему Вселенского собора, есть памятные таблички на греческом. Можно набрать святую воду:





Возвращаемся в исторический центр. Неподалёку от султанского комплекса Топкапи расположился древний храм св. Ирины. Один из крупнейших храмов Константинополя сегодня не действует: в нём проводят концерты. Масштабы впечатляют! А тоска, знакомая по Софии, тут ещё отчётливее…







Покажу вам ещё одну византийскую жемчужину, на момент нашего приезда тоже не действовавшую и являвшуюся музеем. Сегодня там вновь открыли мечеть, и я очень переживаю не только за доступность для публики, но и даже просто за сохранность уникальных фресок комплекса.

Я говорю о бывшем монастыре Хора. Просто дух захватывало то, что там можно было увидеть - и то, как многое сохранилось! Надеюсь, что сохранится и теперь…





























Завершим ещё двумя храмами, куда мне попасть не удалось по описанным выше причинам. Но я хотя бы подробно посмотрел на них снаружи. Оба они весьма масштабные и действующие.

Первый - храм св. Кириака, расположенный по соседству с армянским районом в Фатихе. В архитектуре узнаётся преемственность с византийским стилем, хотя по стамбульским меркам храм достаточно “молодой” - примерно на одно-два столетия младше собора на Фанаре. Большой, красивый, интересный. Тут были открыты ворота во внутренний двор, но сам храм, увы, оказался заперт и здесь.







Второй - Троицкий собор на площади Таксим. Он является крупнейшим действующим православным храмом в Турции, а архитектурой здорово напоминает Святую Софию. Собор окружён забором, а внутри проходило некое мероприятие, ввиду чего ворота были закрыты. Не уверен, что он открыт вне служб, но хотелось бы на это надеяться.



Таким я увидел православный Стамбул. Необычным, словно спрятанным, но хотя бы частично доступным для пытливого гостя. Интересный был опыт его изучения!

православие, маразмы, путешествия, тоталитарный рэп, фотопост, турция, Христианство, мобилография, ощущения, зеркалка

Previous post Next post
Up