От Западного Саяна к Восточному. Кутурчин №7

Nov 06, 2021 14:10

Кутурчинское белогорье Восточного Саяна - одно из тех мест, которым повезло «родиться» рядом с большим городом, тем самым обеспечив себе круглогодичный поток праздношатающихся туристов всех мастей. Сюда несложно добраться: на машине, на электричке по выходным, на поезде или рейсовом автобусе - ежедневно. Сюда легко подняться, - высшая точка плато всего 1765 м, есть хорошие тропы снизу от нескольких стоянок, не нужно никакое спецснаряжение. И самое главное, здесь есть то, ради чего стоит отправиться в поход: красивая река с порогами, волшебный лес с клещами, куча ягоды в августе, курумник разных цветов и размеров, и, конечно же, знаменитые Манские столбы, грядами и отдельными причудливого вида скалами, разбросанные по основному плато белогорья и по его северному отрогу.



Хотя, для того, чтобы увидеть зоо-, антропо- и прочие «морфные» скалы совсем не обязательно лезть наверх, всего этого с избытком и у подошвы Кутурчина, в густом, буреломном лесу. Для скалолазания, наверно, сойдет, но в плане эстетики как-то не очень. Интереснее смотреть на скалы на открытых местах, чтобы деревьями ничего не загораживало, виды там всяческие, простор и гнус чтоб сдувало.















С гнусом, правда, вышла неувязочка. Как и многие его собратья по Восточному Саяну, Кутурчин, знаменит еще и тем, что летом на его плато, склонах и в предгорьях неусыпно несут вахту полчища мелких противных мушек. Они не кусаются, но норовят облепить тебя, защекотать, залезть в уши, нос и глаза, в общем, способны выбесить даже Спока. Последний раз летом на Кутурчине я была в 2009-м, а ассистент так вообще только осенью и зимой, так что мушки радостно приветствовали нас, трогали ножками, жужжали, достали, короче.



Если быть честной, то по-настоящему Кутурчинов было всего 3, остальные 4 стоит считать НедоКутурчинами или МимоКутурчинами. Впрочем, и они были весьма познавательны и детально описаны (ну, или еще будут) в свое время. Отмечу, что Кутурчин-2021 прошел на высоком уровне и даже благополучно закончился, если не считать того факта, что меня впервые укусил клещ, окончивший свою трижды никому не нужную жизнь в оранжевом ведёрке с антикомариной свечкой.

Итак, после 5 часов в электричке мы выгрузились на станции Мана и бодро зашагали в горку, по другую сторону которой лежал поселок Хабайдак, бывший пункт Краслесзага, основанный в 1948 году ссыльными литовцами, валившими здесь лес для нужд отечества. Сегодня Хабайдак выглядит вполне пасторально, с горки, отделяющей его от жд, открывается прекрасный вид на основное плато Кутурчина и на северный отрог



В целом поселок мало отличается от тысяч таких же, разбросанных по тайге от Урала до Тихого океана











Кандидат на заплыве



Умученные жарой и слепнями коняшки



Возле школы есть небольшой сквер, где так приятно отдохнуть от жары



Покормить голубей и скушать наномороженко



В этой части Заманья с некоторых пор возрождаются прииски, заброшенные в 90-х, «благодаря» чему все вокруг перерыто, запылено, вырублено, разворочено, а некогда чистые ручьи превращены в затхлые отстойники. Глаз радуют лишь цветочки на отвалах и предвкушение от купания в прозрачных водах Ангула, там, в 16 км от станции, на стоянке Баня мы планировали заночевать в благости.







Первая часть пути была выматывающей - жара, от которой негде укрыться, гигантские слепни, пыль, зато дорога, отсыпанная старателями, оказалась сухой и удобной.





Я все пыталась вспомнить, куда делись приснопамятные несколько километров говен, и даже втайне надеялась, что их больше не существует, но на спуске с перевала они таки появились. Поэтому вторая часть пути, уже в сумерках и «по холодцу», оказалась не менее выматывающей - говна по всей ширине дороги, мокрые кусты и бурелом, через который пришлось продираться, комары, принявшие вахту от слепней. До Бани добрались уже в темноте, к счастью, других туристов там не было, заняли лучшее место. На обратном пути ночевали здесь же, так как стоянка на ручье, ближе к станции, нынче разворочена бульдозерами.











На Бане уютно, проживает бурундук Борис, есть много полянок под палатки, имеется оборудованное кострище и гламурное отхожее место. И воды, хоть залейся, в отличие от самого Кутурчина, где стабильных источников крайне мало - озеро Атласное и несколько слабеньких ручьев на склонах в зоне леса. К одному из них, над Баней на следующий день мы и поднялись.









Отсутствие влаги на самом плато меня неизменно расстраивает, нужно убить почти целый день, чтобы занести наверх воды на пару последующих. Как говорил герой известной кинокартины: «Я слишком стар для этого дерьма!», но выбирать не приходится, когда это, извините, отдыхать было легко? Отдыхать надо так, чтобы потом на работу бежать с радостью и фрустрировать релаксировать уже у станка.

Стоянка у культового пня оказалась занята, побегав по мхам и лишайникам, нашли более-менее приличное место под палатку чуть выше. Это не очень понравилось мышам, которые всю ночь носились под днищем как ошпаренные, шуршали в пакете с мусором, сквозили под коленками и локтями и дерзко понадкусали батончик с орехами. Одна так настолько негодовала, что потом пришла к нам на другую стоянку. Откупались сыром и галетами.







Нельзя просто так взять, и после изнуряющего подъема в гору при полной боевой выкладке, не сходить еще и наверх. Побегать по курумнику, вручную покрашенному атлантами, послушать как валуны стукаются друг об друга при каждом твоем шаге (обожаю этот глухой звук), поприветствовать Баяниста (он же Пушкин, он же Самурай), подышать кедровым воздухом, что теплыми волнами накатывает откуда-то снизу, поскользнуться пару раз на листьях святого бадана...



















Полюбоваться зелеными предгорьями, закатом и тенями на хребтах





















Ну, а неспешное любование Тройскими скалами в компании дружелюбных мух, то, ради чего, собственно, мы сюда и пришли, заняло не один день, наполненный красотами по самое немогу.





















жертвы инстаграма



Шах и мат, плоскоземельщики!













Беседы с классиком



с плато виден некий хребет, который я не смогла идентифицировать, но похож на Крыжина



и близкий Аргыджек



прочие Белогорья - Манское и Канское



Особенно классно сидеть на обрыве, точить печеньки с салом и смотреть на гряды Зейских и Алгинских скал под ногами, на облакогенератор и на синие хребты Саян на юге и востоке









А можно завалиться на мягкий мох и слушать ветер, наблюдая за облаками, бегущими на разной высоте с разной скоростью. Глубина неба там просто невероятная! Не надо никуда торопиться и думать ни о чем тоже не надо, - самый классный отдых в мире.















Конечно же, погуляли по волшебному лесу, где пахнет багульником и мокрой хвоей









Как и положено, в дни высочайшего визита народу на Кутурчине было всего ничего: трое туристов старой закалки, парочка бегунов с собакой и большая компания молодежи, сквозанувшая траверсом на Атласное. И еще была гордая пищуха и две гадюки, на которых мы чуть не наступили на дороге.





Открыли для себя стоянку скалолазов, что выше Бани метров на 300, рядом с прекрасным полем курумника. Просто посреди леса черная курумная поляна, идеальное место для фотосессий с мхами и лишайниками.







Папоротники, хвощи и плауны



Еще одним местом для фотосессий стал, собственно, Ангул. Для меня каждый переход по бревнам или по камням - это стресс, поэтому я обычно делаю это так (при этом меня кусают гигантские красные муравьи)



А Кое-кто переходит на сторону Света традиционным способом



В Бане среди прочего хлама были обнаружены стеклянные очки аля Владимир Маркин и группа «Трудное детство», которые также приняли участие в неторопливой фотосессии у Ангула





Также в фотосессии приняли участие борщ с тушенкой и последний галлон маусова зелья, любезно предоставленного krazymouse. Борщ и тушенка были любезно предоставлены Николаем. Еще Николаем были любезно предоставлены фальшфейеры, но они не пригодились, потому как медведь вышел к Бане лишь через пару-тройку дней, изрядно напугав скалолазов.









Но не в наших традициях заканчивать все ванильно и радостно. Удивительным открытием стал тот факт, что станция Мана нынче не работает, и обилечиваться гражданам предлагается всеми доступными способами. Например, на почте, которая уже закрылась. Или через интернет, которого у нас с собой нет. Или скататься до соседних крупных станций, до каждой из них больше 100 км (вопрос, зачем мне вообще билет, если у меня есть автомобиль, на котором мне до этих станций придется добираться ибо автобусов тут нет, предлагаю считать риторическим).



С трудом обнаруженная в самом дальнем здании диспетчер сообщила, что билет, к счастью, можно купить прямо в 9-м штабном вагоне. Разбуженный в час ночи начальник поезда был столь любезен, что согласился дать нам билеты под честное слово и потерпеть пару часов до Саянской, где имелись банкоматы. Ну, а терминал-то ему на что, спросит пытливый читатель. Так нет же интернета в этом дивном уголке.

Финалом похода стал марш-бросок до берега Маны с целью поставить палатку, помыться, перекусить и подремать до 23:00. Решение оказалось не очень верным, ибо такого зубодробительного июльского холода я не припомню со времен ночевки на озере Сон-Кёль в Киргизии, но там была высота 3 км, а не 200 м как в Выезжем Логу. Впрочем, других вариантов все равно не было. Потом мы еще долго приседали и отжимались в полночь на перроне - единственном освещенном кусочке суши на станции Мана.

Хотите что-нибудь декларировать? Кутурчин прекрасен в любых видах и дозах









И, к счастью, Белогорье осмотрено далеко не всё. Есть озеро Атласное, Северный отрог, Чанские, Алгинские и Соболиные скалы, да и Большой порог давно не навещали. Всегда ведь надо что-то оставлять на следующий раз.

Фото: АВЭ, я.

Предыдущий пост
От Западного Саяна к Восточному. Недоборус №5

Другие посты про Кутурчин
Мы идем по Восточному Саяну. Кутурчинское белогорье
Они были киборги
Эрраунд оф Кьютурчин
Влажная Мана

Восточный Саян, Красноярский край, Мана, туризм, потаскания, Кутурчин, пердь

Previous post Next post
Up