Есть у красноярских туристов традиция - ходить на Кутурчин. В любое время года и в любом количестве, с различными целями и самыми разнообразными маршрутами, - от простых, как валенок, до хитровымудренных, на зависть белорусским партизанам. Но повод к походу одинаков у всех: Кутурчинское белогорье - место потрясающей красоты.
здесь сюрреалистические закаты
здесь коварные мостики над бурливыми реками
и ягоды ковром устилают мох, только успевай набирать
а белочки приносят по утрам дань - шишками
Неудивительно, что при таких чудесах, сегодня на Кутурчине не побывал, наверно, только ленивый. Сюда уже начали водить коммерческие туры, что само по себе неплохо, ведь далеко не каждый способен самостоятельно организовать поход куда-то дальше «Столбов», а первозданной природы на уикэнд хочется всем. Но, по мнению матёрых путешественников, появление коммерческого туризма говорит лишь об опопсении места и о том, что надо идти дальше вглубь, искать новые, неоскверненные дебри. Прям староверы какие-то, прости Ктулху…
Итак, Кутурчинское белогорье или в просторечии Кутурчин. Хребет является частью Восточного Саяна, расположен между рекой Маной и её правым притоком Миной.
Протяженность - порядка 80 км, максимальная (безымянная) высота - 1876 м, гора Алат - 1765 м. Сложен курумником. Растительность - темнохвойная тайга, выше 1500 м - кедрово-пихтовое редколесье, перемежающееся участками тундры. Кутурчинский лес - абсолютно волшебный, причем - везде, и на засыпанных шишками склонах, где обычно стоят лагерем, и на вершинах, где сосны утопают в моховых подушках, брусничные полянки борются с голубичниками за внимание туристов, а искривленные стволы кедров цепляются за зеленый и розовый курумник
Белогорьями или БелкАми в Восточном Саяне называют хребты, на которых круглый год сохраняется снежный покров. Увы, климат меняется, и сегодня снег на большей части Кутурчина остутствует примерно с середины июня до конца сентября, именно поэтому в данный период на вершинах редко стоят лагерем - воды там нет, а снежники уже растаяли. Зато можно легко затеряться в каменных россыпях
Белогорий много. Идарское и Пезинское, Канское и Манское, Тукшинское и Агульские Белки, ну, и конечно оно, самое фотогеничное - Кутурчинское. Фотогеничное, потому как на его относительно плоских, голых вершинах торчат живописные останцы - Манские столбы, на фоне которых так приятно позировать, и по которым так здорово лазить.
На других белогорьях столбы тоже имеются, но не в таком количестве, да и добираться до Кутурчина проще: ближайшая жд станция - Мана, ближайшие населенные пункты - Кутурчин, Хабайдак. От Красноярска - около 200 км. Подъем на Кутурчин осуществляется от нескольких мест, самые популярные из них: река Ангул, деревня Кутурчин, Большой Манский порог.
Точных данных о том, когда первый человек ступил на склоны Кутурчина, конечно же, нет. Племена палеоазиатов (самодийской и енисейской языковых семей) обитали в таежных лесах этих широт еще до прихода, как тюркских народов, так и русских первопроходцев. Поэтому ряд краеведов, основываясь на топонимике и гидронимике здешних мест, считают именно их первыми насельниками.
По версии В. Аференко названия рек Мана, Мина и большинства их притоков имеют именно палеоазиатские корни:
- Мана - «моя река», Мина - «малая река»;
- почти 50 гидронимов с самодийским формантом «бу», в русской адаптации «ба», то есть, «вода» - Колба, Сейба, Танойба;
- камасинское «чага» (Синчага, Камарчага), переделанное русскими в «чиху», встречается в названии притока Маны - Аянчиха;
- ну, и, наконец, самодийское окончание «бей», что тоже означает «вода», встречается в названиях рек Арзыбей и Зарзубей.
Другого мнения придерживается Г.И. Погребной, который считает Ману «производной» от тюркского «манг» - быстрый, или монгольского «маны» - дозор, караул, а приток Маны Ангул переводит с древнетюркского как Ан-холь «мать-вода». Но если учесть, что палеоазиаты все-таки были раньше, то версия Арефенко кажется более убедительной. Впрочем, вследствие значительного искажения при заимствовании или принадлежности к неизвестным языкам (палеоазиатские корни - лишь предположение, потому как большинство тех же енисейских языков мертвы уже почти 200 лет) происхождение и смысловое значение многих топо- и гидронимов Южной Сибири не выяснено до сих пор. А Енисейский Энциклопедический словарь на стр. 621 так вообще прямо говорит, мол, происхождение названий Мана и Мина неясно, ибо удовлетворительные гипотезы отсутствуют.
Есть еще одна версия о том, кто был раньше - яйцо или курица.
Адепты Склярова уверяют, что атланты и гипербореи жили здесь с приснопамятных времен, строили замки и возводили оборонительные стены, воевали друг с другом и расчищали посадочные площадки для инопланетных кораблей. Манские столбы, по их мнению - остатки мегалитических сооружений, намеренно уничтоженных взрывом сверхновой каким-то неизвестным нам оружием.
вот, например, кладка, явно не природного происхождения, ибо "природа не может создавать прямых линий"
а вот - остатки небольшой "древней конструкции"
Жаль, что простые смертные этого не замечают… Зато они замечают краски осени, среди которых разбросаны обломки Звезды Смерти бегут каменные реки
В подтверждение своих теорий, некоторые из «исследователей» ссылаются на вполне научные работы тех же археологов, например, статьи Саши Заики, посвященные Манским петроглифам. Правда, предпочитают не замечать, что археологи ни разу не утверждают, что люди, оставившие на том же Манском пороге рисунки, жили на Кутурчине. Останавливались на берегу реки? Однозначно. Находились здесь какое-то время, охотясь или рыбача? Возможно. Отправляли культ, поклоняясь духам, обитающим на вершинах гор, воплощенных природой в антропоморфных Столбах? Вероятно. Честно говоря, прогуливаясь между кутурчинскими скалами, я тоже неоднократно ощущала некие позывы, если не к поклонению, то к восхищению точно. Не люблю слово «энергетика», но на плато действительно очень приятно находиться, даже просто полежать на мягком мху, посидеть и посмотреть на уходящие во все стороны хребты, извивы реки далеко внизу, наползающие из разломов туманы, летящие облака и прочие невероятные красоты, от созерцания которых на душе делается легко и хорошо.
У апологетов «гиперборейской версии» я встречала утверждение, что топонимика Кутурчина - прямая отсылка к праславянским корням. К такому выводу граждан приводят названия вершин хребта Баян и Алат. Данная версия вообще не выдерживает никакой критики, потому как большинство топонимов Белогорья были придуманы лично либо записаны со слов других путешественников культовым красноярским туристом Юрием Лисовиком в 70-80-х гг прошлого века. Он же составил туристскую карту хребта, которой все мы и пользуемся с переменным успехом.
В прошлом году в одной из групп ВК я обнаружила «легенды» Кутурчина, якобы оставшиеся от народов, там обитавших. Согласна, для бизнеса это полезно, тем более что я сама, помнится, сочиняла для новосибирской турфирмы в 2006 году 10 легенд про Горный Алтай, которые частенько теперь встречаю в инете в разных пересказах. И они тоже заявлены везде как подлинные. Хотя, может Кутурчину повезет, и про него напишет легенды от имени «древних народов» какой-нибудь талантливый автор, типа художника из Шушенского Константина Луканина, сочинившего в 70-х гг вместо подписей к своим картинам красивые сказки про Висячий Камень, Спящего Саяна, Каменный Город, богатыря Кулумыса и красавицу Ою. Да-да, это те самые «предания старины глубокой», что кочуют из путеводителя в путеводитель… Кстати на Каменный город, как аналог Кутурчинских мегалитов тоже ссылаются сторонники атлантов и гипербореев. Ну да ладно!
Что же касается первых русских в этой части Восточного Саяна, то, вероятнее всего ими были промысловики и золотари, не оставившие о своих изысканиях ничего, кроме затесей. Первые же достоверные данные об этом суровом горном крае собрал в 1772 - 1781 гг. пограничный комиссар и геодезист сержант Егор Пестерев. По поручению тобольского губернатора в течение десяти летних сезонов ежегодно он совершал поездки по долинам многочисленных горных рек, прорезающих себе дорогу в каменных ущельях, причем, всегда достигал их истоков. Его единственными инструментами были компас, топор и мерительная веревка. В 18 веке! Без гортекса и навигатора, Карл! Итогом десятилетних странствий Пестерева по неизведанным горам Южной Сибири явилась первая, конечно, схематическая, географическая карта Саян, на которой в том числе были и Белогорья. Правда, мне иногда хочется называть их Синегорьем, такое поэтичное название Саян встречается в советской художественной литературе, и, думается, родилось оно не случайно
Сегодняшние туристы, в отличие от первопроходцев, оставляют о Кутурчине кучу отчетов. Как правило, они содержат техническую и бытовую информацию, красивые фотографии, треки, а также впечатления и искренние восторги. У меня тоже есть подобный отчет
наполненный атлантами, киборгами и гипербореями. Найти что-то, изложенное в другом ключе, мне пока не удалось, наверно, поэтому я решила написать именно такой странный текст о нашем небольшом спонтанном походе, случившемся в сентябре прошлого года. Давно заметила, что писать о природных объектах, не имеющих «человеческой», «освоенческой» истории, очень трудно, даже если они безумно красивы. Поэтому я до сих пор не написала ничего о 66 днях, проведенных летом 2016 года на плато Путорана. Так что можно просто посмотреть фото и отправится на Кутурчин в ближайшие выходные.
Как-то на «Столбах» разговорились наши скалолазы и туристы из Польши:
- А что, ребята, есть у вас тут поблизости еще похожие скалы, чтобы и поснимать, и полазить?
- Можно на Кутурчин съездить, там даже помасштабнее будет.
- А далеко?
- Да нет, рядом, километров 200 всего.
- Это рядом? У нас через 200 км уже другая страна…
Хорошо, что наша страна такая большая, и почти в каждом ее горном регионе есть свой Кутурчин.
фото: АВЭ, Феечки, ИП