Так сложилось, что с северной частью Хакасии у меня не сложилось. К тому времени, как я плотно обкатала прочие прекрасные перди Республики, и намеревалась взять за горло незнаемое, поезд Красноярск-Ачинск-Абакан торжественно отменили. Даже неловкости случались на этой почве: все были на озёрах, а я - ни разу, все пробирались в сакральные места и впитывали духовные эманации, а я - лох и баба. А еще гид! Лишь в последние пару лет состоялось близкое знакомство с достопримечательностями Орджоникидзевского и Ширинского районов. О прошлогоднем вояже можно прочесть по ссылке под постом, а пока - вперед за знаниями!
Первой точкой сборки была назначена горная гряда Сундуки. Путь к ней лежал через Джиримскую степь - межгорную холмистую котловину, окруженную сглаженным мелкосопочником. В середине июня вся степь была покрыта ковром из ирисов, которые ветер гнул до самой земли. Сразу вспомнилось, почему велопоходы по Хакасско-Минусинской котловине хоть и содержательны, но страшно утомительны - вечная аэродинамическая труба и порывы ветра, выбивающие не только из седла, но и вообще с дороги, вгоняют в тоску даже самых оптимистично настроенных. В процессе любования ирисами залезли в какое-то болото, после чего осквернили своими телами самое большое озеро Хакасии - Белё (хак. "Пӧле").
К Первому Сундуку, немного поплутав, подъехали в режимное время. Фотографы, бросив женщин на произвол судьбы, убежали фотографировать.
Горная гряда Сундуки (с 2011 года - одноименный музей-заповедник) растянулась на 10 км по степи в долине Белого Июса. Гряда состоит из 8 куэст-«сундуков», каждый из которых имеет порядковый номер. Самый знаменитый - 1-й, именно на его вершине торчит тот самый останец, издали напоминающий сундук, давший название остальным куэстам.
А в это время женщины копали и продвигались женщины вперед гремели кастрюльками, ставили лагерь и зачищали периметр от кровососов.
Посещение мест силы было отложено на утро, впереди был прекрасный вечер с шашлыками, глинтвейном, беседами о литературе и гортексе и беготней срулончиком в поисках укрытия в степи. А также ясная ночь с гигантскими звездами, штормовым ветром и ливнем на рассвете.
Вход на территорию музея-заповедника бесплатный, но деньги можно и нужно оставить в сувенирной лавке или на пищеблоке, где все очень вкусно и есть компот! Но сначала - пища духовная.
Традиционное обаа отмечает начало пути к вершине
Помимо, собственно, останца-сундука, на куэстах есть и останцы, напоминающие крепостные стены
Здесь нелишним будет вспомнить, что уже во времена ранней бронзы люди, жившие на территории нынешней Хакасии, активно использовали природные каменные ограды на вершинах гор в качестве крепостей, достраивая недостающие стены вручную из плоских камней. По-хакасски они называются «све» - крепость. Чуть ниже расскажу о самом известном све Республики
На Сундуках сохранился целый исторический комплекс - курганы, захоронения, наскальные рисунки
Много лет на объекте работал новосибирский археолог-востоковед и популяризатор науки Виталий Епифанович Ларичев. Ларичев был крупнейшим специалистом по палео- и археоастрономии. Палеоастрономия изучает древние астрономические события, а археоастрономия - археологические памятники и древние артефакты, с целью поиска в них астрономических отсылок. Так вот, по версии Ларичева, Сундуки были не только местом отправления культа, о чем свидетельствуют, например, петроглифы, но и древней обсерваторией. Подробнее о гипотезе можно почитать в интернетах, а лучше - в книгах Виталия Епифановича.
Активная позиция ученого в плане популяризации археологических исследований в районе этого природно-исторического памятника привели к неожиданным результатам, бесповоротно отодвинувшим науку на задний план. На Сундуки зачастили любители энергетики и прочих атлантов-строителей «Столбов». Под соусом теллурических токов стали формироваться турпродукты под завлекающими названиями: «Хакасский Стоунхэндж», «Загадочные Сундуки», «Таинственные Сундуки», «Неразгаданные тайны Сундуков» и проч. Сочиняются легенды. Придумываются герои. На полном серьезе выпускаются методички со схемами - где, как, на каком Сундуке и в какой позе надо стоять\бежать\сидеть, чтобы впитать поток энергии. Опробовали все экспериментально
припали к первоисточнику
Вид с Первого из Сундуков открывается великолепный. Степь, болото, ипподром, прочие Сундуки
Остатки средневековой оросительной системы, заброшенной, предположительно, после монгольского нашествия (монголы увели с собой большое количество трудоспособного населения), и восстановленной уже при Советской Хакасии. Правда, есть мнение, что орошаемое земледелие в Хакасско-Минусинской котловине появилось еще раньше, в конце I тыс. до н.э.
Справа главный канал, отведенный от Белого Июса - вода в нем чистейшая и вкусная
Дует прохладный ветер, напрочь сдувающий комаров
Под охраной на Сундуках находятся не только историко-археологические объекты. Здесь заповеданы целинные участки степей, места произрастания ценных, редких и эндемичных растений и места обитания редких видов птиц. Некоторые из них настойчиво кружили над нами.
А еще «Сундуки во времена Древнехакасского государства являлись форпостом цивилизации западного типа в юго-восточной Сибири»(с). Западного типа, Карл!
Все время, пока мы гуляли, лазили, лежали и фотографировали на Сундуках, я размышляла о том, что совершенно напрасно не поднапряглась и не связала свою жизнь с геологией. Все эти моноклинальные напластования, куполовидные поднятия и бронирующие пласты, да и вообще - камушки - всегда мне нравились.
По окончанию экскурсии мы сидели в беседке и вкушали разносолы под компот. К воротам подъехало с десяток машин, наружу высыпали разномастные экскурсанты. Мальчик спросил у папы, указывая на оборудованное кострище: «Что это?» И папа ответил: «Это лобное место, сынок!»
Конец первого акта.
Фото АВЭ
Продолжение следует
Терра инкогнита. Drang nach westen Северная Хакасия. Рейд по местам силы. Акт второй Северная Хакасия. Рейд по местам силы. Акт третий