Северная Хакасия. Рейд по местам силы. Финита

Jan 04, 2019 09:47

В последний день был нанесен высочайший визит в село Чебаки. На картах к нему вела дорога напрямую из Ефремкино, через гору, но аборигены, критически оглядев наш болид, порекомендовали все же сделать очередной круг почета и ворваться в Чебаки через Черное Озеро. Точнее, через село с таким же названием.



Вот они оба.



Село знаменито фитоцентром «Прасковья», в недрах которого, в деревянных бочках сидят страждущие всех мастей и оздоравливаются целебным паром из травяных отваров местного происхождения. В 2009-м я лично заседала в бочке от Прасковьи Лосевской 36 раз, именно столько карточек на посещение совершенно случайно оказалось в моих руках после закрытия одной культовой газеты. Дело было, конечно, не в Черном Озере, а в Красноярске. Сидение в бочках - занятие очень приятное, там еще чаем поят и массаж делают. Надеюсь, лицо у меня было не такое, как у персонажа с аншлага в Хакасии.



Итак, село Чебаки. Есть мнение, что название происходит от имени хакаса Чабака Серенева, который пас здесь свой крс. Первое письменное упоминание об улусе Чебакинском датируется 1859 годом. В конце 19 века здесь проживало порядка 200 человек, село, как и сегодня, лежало на отшибе, ничего интересного тут не происходило ровно до того момента, как на Кузнецком Алатау начали мыть золото. И все заверте… Прииски росли как грибы, Чебакинский улус неожиданно стал густонаселенным, - открывались магазины и трактиры, звонили колокола, летали птицы-тройки… Заслуга в развитии этой глухомани во многом принадлежала томскому купцу Захарию Михайловичу Цибульскому, решившему построить в Чебаках собственную резиденцию - поближе к рудникам. Ныне от нее сохранился лишь двухэтажный деревянный особняк на каменном цоколе.



Специалисты по сибирскому деревянному зодчеству едины во мнении, что архитектор и декораторы были из Томска. Усадьбу достроили к концу 19 века. Помимо самого дома имелись овчарня, конюшня, столовая хозяйственный двор, теплицы, зеркальный павильон для приема гостей, оранжерея, где росли экзотические цветы, персики и виноград. Это трудно представить, там, куда и сейчас нормальной дороги нет, в узкой долине Черного Июса среди гор и тайги, на околице полузабытой деревни неожиданно натыкаешься на такой шикарный образец архитектуры.





Цибульский умер в 1882 году, рудники отошли его двоюродному брату Ивану Матвеевичу Иваницкому, работавшему на них управляющим, а после смерти Иваницкого - его единственному сыну Константину. Сегодня дом в Чебаках так и называется - Дом Иваницкого. Константин Иванович не только унаследовал прииски Цыбульского, но и расширил «империю». В конце 19 века он взял в аренду знаменитый рудник «Богомдарованный» (ныне «Коммунар») недалеко от Чебаков, а перед Первой мировой купил Ольховские рудники на речке Джебь, в предгорьях Восточного Саяна (ныне - в городе Артёмовске Курагинского района).
Семья золотопромышленника проводила в Чебаках много времени. Сюда привозили оркестры, цыган с медведями, устраивали балы, литературные вечера и фейерверки для многочисленных, подчас знаменитых, гостей. В год содержание усадьбы обходилось в 40 тысяч рублей - огромные деньги! Все закончилось вместе с революцией, Иваницкому удалось откупиться от большевиков и, собрав остатки золотишка, уехать в Маньчжурию, - там, в Харбине он и скончался в 1935 году. Есть мнение, что часть золота промышленник зарыл где-то в окрестностях усадьбы, но скорее всего это байки.

Дом Иваницкого засветился в кино. В картине Владимира Саруханова «Конец императора тайги», вышедшем в 1978 году, с его башни красноармеец поливает из пулемета. В тот день, 25 мая 1922 года красный отряд Шевелева отбил возле усадьбы нападение бандитов Кулакова. Фильм, кстати, прикольный, хоть и наивно-пафосный, снимался в Хакасии, в тех самых местах, где в 1922 году отряд ЧОН под руководством молодого Аркадия Голикова бился за новую Россию с бандой атамана Ивана Соловьева.



После Гражданской войны Дом долгое время пустовал, потом в нем открыли школу, проработавшую до 70-х гг. В последние 30 лет в Доме летом работал детский летний лагерь «Турист». Внутренняя часть Дома ни разу не перестраивалась, интерьеры там, как при последнем владельце - огромная столовая, крутые лестницы, массивные двери. Все покрыто слоями неотдираемой советской краски кислотных цветов и нуждается в срочном ремонте. В 2018 детей не привезли - здание в аварийном состоянии, особенно крыша.

Дом Иваницкого - ценный архитектурный памятник Хакасии федерального значения, но денег на его реставрацию, судя по всему, не предвидится. Пользуясь отсутствием детей, сторож, один из 4-х местных (а всего в Чебаках живет 31 человек), кто работает на объекте, пустил нас на территорию - посмотреть и поснимать.

"Голубятня на Желтой поляне" (с)



Яблоневая аллея на том же месте, где был первый сад, посаженный женой Иваницкого



Все три достопримечательности Чебаков - деревня, аллея и све на горе Све-Тах



Кстати, о све. Крепость Чебаки - одна из наиболее изученных све Хакасии - древних горных архитектурно-фортификационных сооружений. В Южной Сибири известно порядка 45 све, самые старые сегодня относят к эпохе ранней бронзы, но вплоть до последнего времени считалось, что они построены в средневековье. Конкретно о Све-Тах можно почитать в википедии, там на эту тему имеется неплохая статья.



Хакасия почти целиком покрыта памятниками археологии и истории, изобилует природными достопримечательностями всех мастей. Это земля бесконечных курганов, каменных изваяний, петроглифов, интересных урочищ, мест, где происходили важные события последних 3-х тысячелетий, да и более ранних эпох. Казалось бы, тут можно на каждом шагу удивляться древностям, но именно Дом Иваницкого, построенный всего 100 с небольшим лет назад, произвел на меня самое сильное впечатление в этой поездке. Золотодобыча в Восточной Сибири - тема интереснейшая, и вот еще один ее кусочек я увидела своими глазами.

Конец третьего акта

И поехали мы домой. Пролетали за бортом красоты Хакасии. Вот поля симбельмине



А вот поляна жарков, откуда фотографы принесли полные карманы клещей



И настороженные коняшки



И безлюдное озеро Ошколь



И, наконец, тот самый Чёрный Июс, по долине которого волна за волной шли из глубин Азии на север наши далекие предки.



И мы тоже поехали на север.

Фото АВЭ

Северная Хакасия. Рейд по местам силы. Акт первый
Северная Хакасия. Рейд по местам силы. Акт второй

Кузнецкий Алатау, краеведение, потаскания, Хакасия, пердь, история

Previous post Next post
Up