Сквозь супергумидность

Dec 09, 2018 21:17

- Так здорово, что мы все любим ходить в Ергаки!
- Ну не то, чтобы сильно любим, вот мне бы хотелось походить где-нибудь в Исландии или в Новой Зеландии…
- А мне в Израиле было бы интересно.
- Но ведь все равно, мы все собрались здесь!
- Потому что ни у кого денег нет…
Такой философский диалог вела наша небольшая группа теплым июльским вечером, поедая гречу с тушенкой на берегу озера Восьмерка, с видом на островок в форме рыбы-самолёта, что лениво бороздил водную гладь.

В последнюю неделю июля главные нищеброды города фанаты ЗОЖ и примкнувший к ним псевдопедагог, решили в очередной второй\первый раз посетить наиболее затоптанную туристическую местность нашего края - природный парк «Ергаки».

Парк достаточно большой, он занимает восточную часть Араданского, Ойского и Кулумысского хребтов, а также полностью хребты Метугул-Тайга и Ергаки. Но чаще всего туристы посещают последний, - к нему ближе всех подходит федеральная трасса М54 «Енисей», бегущая из Красноярска через Хакасию и Туву к границе с Монголией. По ней мы и добирались до Ергаков из Красноярска с помощью блаблакара, а с остальной группой встретились на озере Радужном только через сутки.

На Радужном нынче появились лавочки, беседка, две пары егерей посменно и монументальный указатель к палаточному лагерю, оцепленному проволокой под током. Настила под палатку нам не хватило, пришлось ставиться на тропе к водопою, но публика не роптала. И никто даже ни разу за сутки не зацепился за растяжки, видимо, перспектива лететь кубарем с трехметрового обрыва в Малую Буйбу, заставляла граждан проявлять бдительность.

Целью похода было всевозможное любование красотами. В какую бы пердь мы не забрались, руководитель всегда велела нам любоваться. Некоторые не будем показывать пальцем любовались без особого восторга, за что получали подзатыльник от товарищей, а то вдруг руководитель заметит и расстроится. А тех, кто любовался недостаточно активно, руководитель награждала строгим взглядом, и они начинали любоваться с удвоенной интенсивностью.

Итак, вот чем 7 взрослых людей с печатью интеллекта на челе, любовались 9 дней:
Головой Саяна

Висячим камнем

Великолепными панорамами Центрального Кодара открывающимися с Волос Саяна, которые из-за тумана в прошлом году мы не смогли оценить

И монументальностью собственно перевала Волосы

Кустами, камнями и прочими суровостями цирка Спящего Саяна

Уютной долиной озера Лазурного

Самим озером, на берегу которого вновь окопались барды, что пытались мешать нам спать, но, к счастью, отсутствие гитары спасло, казалось бы, безнадежную ситуацию. Компанию бардам составила дама с двумя детьми, - они часа три палили пионерский костер, приведя в недоумение мужскую часть нашего коллектива, безуспешно искавшую весь вечер хотя бы пару достойных веток.

Утро опять было солнечным, и некоторые даже ванговали, что так будет всегда.

Группа галопом неслась вверх по моей любимой долине, чтобы обильно отобедать на перевале Сказка, и, естественно, полюбоваться одноименным озером

И пиком Мать Саян

Впереди бежал Паша с навигатором, за ним АВЭ, Оля и Валя. На бегу между Олей и АВЭ завязался диалог:
- Андрей, почему ты не фотографируешь?
- Боюсь отстать от Паши, у него навигатор.
- Я разрешаю отстать, мы подождем, фотоаппарат никто кроме тебя ведь не брал!
- У меня компа нет, фотки все равно не на чем обрабатывать.
- …..

Мы с Юлей тащились в хвосте, Костя за нами присматривал. Бывало, идешь, задумаешься, тыкаешь палкой медвежью какашку, рассматриваешь мох и утыкаешься в Константина, который присматривает. Но однажды я уткнулась в Олю, и, опасаясь, что руководитель будет недоволен, применила проверенную еще в в 2009-м на Борусе тактику - спросила ее про красивый цветочек, что рос у тропы. И сработало!

Вру, конечно, на самом деле прогулки с натуралистом - это очень круто, всем рекомендую. Про каждый цветочек, кустик и дерево Оля могла бесконечно рассказывать, причем не только матчасть, но и различные истории, связывающие данное растение и ее лично. На спуске к Светлому нас побило градом, дождь лил не прекращаясь, ноги разъезжались на корнях, запинались за камни и чвякали по грязи. Тут руководитель резко остановилась, повернулась к группе и сказала: «Обратите внимание на этот кустарник!» И, что характерно, все притормозили и обратили! Несмотря на состояние крайней заебанности и повышенное соплеотделение, я с удовольствием выслушала небольшую справку о цветке, украдкой отдирая завязки пончо от карликовой березки.

С перевала Клуба Норильских туристов мы полюбовались стеной дождя, движущегося из-за горы Перевальной, полуголыми питерскими туристками и монументальными скалами долины Тайгишонка

После чего ссыпались по склизкой тропе к озеру Восьмерка, где предстояло провести две ночи на небольшом пятачке зеленки. И это был последний, по-настоящему теплый день июля в Ергаках. Прозрачный воздух, пара часов до заката и живописные окрестности лагеря привели АВЭ в восторг, и, схватив фотоаппарат, он убежал любоваться в одиночестве.

Помимо классических красот, вдоль и поперек излюбленных поклонниками Ергаков, руководителем были запланированы радиалки в перди, куда ходят не все и нечасто - на водопады Богатырь и Грация и к озеру Ледяному. Злые языки утверждают, что именно в этих точках сборки прошла бурная молодость руководителя, и ей захотелось вновь пробежаться по местам боевой славы. Под бурной молодостью подразумеваются сборы гербариев и полевая практика. Прозвучало не менее двусмысленно, ну да ладно. Забегая вперед, отмечу, что радиалочки налегке оказались гораздо более выматывающими, чем переходы и подъемы в перевалы под рюкзаком. В ква-финале каждой из них я еле ноги волочила.

Со стоянки на озере Восьмерка мы выдвинулись на любование водопадами Богатырь и Грация. Предстояло преодолеть два перевала - безымянный н\к один раз и Межозерный 1Б дважды. С Межозерного начинается северная часть хребта, очень красивая и суровая. Общую мрачность положения усиливал плотный туман, набегающий волнами, скрадывающий звуки и придающий окружающим объектам причудливые формы

Озеро Северное (озеро с сиськами)

Водопад Богатырь

Вкуснейшая жимолость-мутант

Гигантский курумник уходил в болотистую низинку, а дальше, докуда хватало глаз, разливалась тайга.

За углом от Богатыря по камням шуршала Грация. Тут великая дурь взяла своё, и мы отправились на штурм водопада прямо по его руслу, ожидаемо уперлись в зеркало, по каким-то еле выступающим щелям и полочкам переползли в кусты. Все это время сверху поливал дождь, а под ногами текла вода и катилась дресва. Уже дома в путеводителе Богащенко я прочитала, что любоваться Грацией рекомендуется совсем с другой точки, но, что интересно, все группы, чьи фото я видела, тоже корячились по руслу. Вот для кого умные люди пишут путеводители, спрашивается?!

Греться было негде, туман спускался стремительно, вслед за ним пришла отвратная морось, когда мы обходили озеро Глубокое, начался настоящий ливень, который прекратился лишь на Межозерном.

Напоследок полюбовались на Северные и Центральные Ергаки, по которым во все стороны волнами разбегался туман, обнаружили, что Восьмерка вообще ни разу не Восьмерка, и окончательно продрогнув на ветру, почапали в лагерь навстречу ужину, красному полусладкому и сухой одежде.

И был день четвертый, и на Ергаки снизошел Великий Ква. К концу дня восьмого кое-кто из соучастников отметил, что погода испортилась из-за того, что четверо из нас каждый вечер немного прибухивали, что, несомненно, злило духов гор. Здесь стоит отметить, что пока мы ходили по горам вдвоем, погоды стояли чудные, и сразу после того, как соучастники (в том числе непьющие) нас покинули, вновь выглянуло солнце. Так что ква-карма была совсем не у нас, а духи, наоборот, любят возлияния, да… Выстроив цепь упорядоченных силлогизмов на эту тему, мы извлекли неосторожно оставленный Юлей коньяк и немедленно его употребили.

Спуск по долине Тайгишонка был классическим - блуждание в каменном хаосе, небольшой диспут с перебежками на тему куда идти, обильный обед, отжимание носков.

Любование Сфинксом, Стражем и Тугодумом пришлось свернуть - туман закрыл скалы почти сразу же.

На следующий день он так же, совсем ненадолго открыл нам не менее красивые пики Динозавр, Парус и Носорог в долине озера Ледяного

В тот день нас дважды обгоняла очень бодрая группа предпенсионного возраста в шортах и топиках. Думаю, именно их фотоотчетами вдохновлялись законотворцы, придумавшие пенсионную реформу.

Путь к Ледяному со Стрелки был тернист. Сначала по берегу Тайгиша с песчаными наносами и многочисленными стоянками, через остатки селя и волшебный лес, будто сошедший с иллюстраций Билибина.

Все было мило, включая уютные вьетконговские тоннели в зарослях тальника, а потом резко начался нехилый набор высоты по напрочь промокшему подлеску. Что характерно, несмотря на постоянный подъем и движение, холод и сырость пробирали до костей.

Водопады на ручье Ледяном были безумно красивыми, кедры и сосны по берегам - вкусно пахнущими, черники - море, но когда мы доползли наконец до нижнего озера и увидели LOST цирк, силы большую часть группы уже покинули, а руки и ноги были ледяными даже без окунания в культовое озеро. Очень обидно.

классическое фото из цикла "маленький и очень одинокий петух"

Днем позже, когда встреченная на тропе компания радостно сообщила, что идет на озеро Тёплое, АВЭ робко заметил, вот, мол, умные люди идут на Тёплое, а мы почему-то ходили на Ледяное. Но руководитель велела ему любоваться курумником так ведь нету рыбы мама! Тогда сидите и не пи*дите! В общем, Оля пообещала, что в следующий раз обязательно дойдем, потому как судя по снимкам более удачливых граждан, озеро действительно красивое.

С утра у меня расползлись носки, служившие верой и правдой 5 лет. Пришлось сжечь их в костре у соседей, - носки прошли путь воина и просто выкинуть их совесть не позволила. А еще закончился кофе. Еще в первое утро выяснилось, что все, кто не берут кофе в поход принципиально, пить его все-таки будут, и мои запасы молотого начали стремительно таять. Но у Юли была пачка растворимого, поэтому кофепитие на Стрелке я начала издалека:
- Андрей, вы не будете возражать, если Юлия угостит вас кофе?
- Нет, конечно, не буду!
- Я, может и возразила бы, но кому это интересно?
- Вот же чудеса дипломатии, - восхитился Костя и протянул свою кружку к раздаче.
- Я тоже, пожалуй, оскоромлюсь, - отметилась Валя.
- Ну, если он последний, то и мне налейте, - сказал Паша.
Попили кофейку.

В те четыре дня, когда мы находились в зоне покрытия роковой жопы владениях Великого Ква, словарик группы пополнился новым словом - «супергумидный» - им характеризуется климат хребта Ергаки. Название происходит от латинского humidus - влажный, и это какбэ говорит нам о том, что количество осадков в данной местности больше, чем может испариться или просочиться в почву. Отсюда - избыточное увлажнение, обилие ручьев, озер и болот, влаголюбивых растений и просто растений, общая сырость, прилипающая к лицу палатка и разложившиеся на плесень и липовый мед носки. Слово запомнилось не сразу, были варианты «супергуманоидный» и «мегагеморроидальный», последним сопровождалось выливание воды из ботинок.

В районе Малахитовой ванны мы растянулись по тропе, в связи с чем разговорчики в строю становились более, чем занятными, ну, когда идущие сзади или впереди слышат тех, кто в середине лишь частично:
- А вот тут еще случай был с мужиком, который на ванне зачем-то березу срубил…
- Не березу, а ёлку.
- Мы ёлку обычно искусственную ставим, натуральная сыпется.
- А я в садике всегда была ёлочкой, снежинками только девочек-блондинок брали.
- Снега чота с каждым годом все меньше, и меньше…
- Да, зима близко, а у меня канты не наточены опять!
- А что за мужик-то был, чем все закончилось?
- Да, мужика нормального щас хрен найдешь...
Ну и так далее.

Еще одно место в Ергаках, достойное любования - озеро Горных Духов. После лихого марш-броска от Стрелки все время вверх и вверх, мы таки выбрались на оперативный простор и увидели солнце! И закончился дождь! Руководитель велела фотографироваться! Это был восторг! Кстати, радость была преждевременной.

На Горных Духах очень хотелось переночевать, и Валентина показала нам милую стояночку, с которой открывался вид на все умопомрачительные красоты, которые можно было себе вообразить

Все три перевала Тайгиш

Пики Звездный и Птица

Творчество рептилоидов и озонирующие местность стельки

Чуть ниже площадки шумел водопад, вытекающий из озера, его украшала пережившая лето снежная арка. Прогулки на водопад с хозяйственными и гигиеническими целями обычно сопровождались кувырканием по камням и, соответственно, возвращением в состояние статус-кво.

Поставив лагерь, прогулялись по зеркалам Параболы, а любители скалолазания даже залезли на одного из Братьев.

"Я меч во тьме, я дозорный на стене..."

Традиционно, по возвращению случился маленький армагеддон. Палатки стояли как раз в аэродинамической трубе - от озера Горных Духов вниз, в долину Художников с ревом неслись потоки воздуха, дождь хлестал с такой силой, что мысль была только об одном: палаточка, не порвись! Мы поставили палатку поперек ветра, потому что это место было единственным ровным и чуть приподнятым. Но творение ПИК-99, верой и правдой служащее уже 10 лет, сдюжило и на этот раз. Натянули идеально, прямо, как струна звенела!

А потом случился эпичный подъем в перевал Птица с целью полюбоваться классическим видом на Параболу, озеро и прочие курумы. Стоит ли говорить, что примерно на середине подъема все заволокло туманом, столь плотным, что видимость упала метров до трех.

Оставалось только восторгаться гигантскими, сочащимися водой зеркалами Птицы. АВЭ еще восторгнулся лайт-туристками из лагеря на Светлом, встреченными на перевале. Девушки в розовых со стразами костюмчиках разгоняли туман гигантскими приклеенными ресницами и цеплялись за камни могучими цветными ногтями.

На пятки нам наступала группа из 40 человек, они перекликались где-то в молоке, а потом повторили судьбу полка из Норфолка. До последнего я верила, что любование все же состоится, но на вершины спустилось облако, в нем мы и покорили перевал, поблуждали в камнях и вышли на западный склон хребта. И тут налетел ветер, облака немного раздвинулись и мы увидели Светлое.

Попрощались на его безлюдном берегу с соучастниками, переждали очередной ледяной дождь, и, о чудо - погода наладилась.

Моментально высохли развешанные на кустах одежки и лесные тропинки, можно было погулять, в конце-концов полюбоваться окрестностями, гигантскими небесными светилами, искупаться и пожевать молока

Утром лагерь напоминал помойку. Дерзкие бурундуки распотрошили аккуратно подвешенный к дереву пакет с мусором и прогрызли дыру в мешочке с ништяками. Пришлось разводить костер и организовывать операцию «Фантик» на подшефной территории. А потом был прекрасный теплый день и размеренный переход до кордона Тушканчик, уазик с егерями, добросивший нас до визит-центра, где мы комфортно заночевали и даже были допущены в душ.

Покинуть Ергаки намеревались автостопом, но это не Рио-де-Жанейро вам не Грузия, - через 40 минут запекания на трассе, возле нас таки остановился огромный автобус «Кызыл-Новосибирск», да и то, потому что кому-то из пассажиров понадобилось избавиться от завтрака через межушный ганглий. Шикарные рессоры убаюкивали, автобус легко и беззвучно обгонял болиды, даже в горку, но поспать не удалось, по телеку показывали дебильнейший фильм о нелегкой судьбе провинциального гопника обычного пацана с раёна, мы увлеклись, а тут уже и Абакан наступил.

Вот так мы сходили в Ергаки

Последним ярким впечатлением этого трипа стал сортир на автовокзале Балахты, почему-то приспособленный под буккроссинг. На полочке внутри лежала полуразодранная книга без обложки, но с картинками. Черно-белые пейзажи, изображенные на них, казались смутно знакомыми. Оказался Федосеев, 1956 год, Новосибирское издание культовой книги «Мы идем по Восточному Саяну». Да... На этой печальной ноте я завершаю свой рассказ.

Фото АВЭ

P.S.: Мнение рассказчика может не совпадать с впечатлениями соучастников. Все совпадения случайны, все имена вымышлены.