Недавно случилось мне оказаться на лекции Маргариты Спаньоло Лобб* (Италия).
Она, в частности, интересно рассказывала о том, как с семьей работает семейный (системный) терапевт, и как - гештальт-терапевт. В чем разница, на что больше обращает внимание второй. Очень настаивала на необходимости увидеть и поддержать «красоту семьи»; научить семью видеть и поддерживать красоту друг друга. Когда слушатели потребовали пример, - как же ее увидеть, эту красоту? - Маргарита предложила нам сделать такое упражнение (если вам интересно - вы тоже можете сделать его, для этого вам будет достаточно листа бумаги и ручки).
- Устройтесь удобно и представьте себе свое собственное детство, как фильм, который вы смотрите. Выберите то место в «фильме», где вам (тогда, когда вы были ребенком) могло бы захотеться, чтобы ваша семья обратилась к семейному психотерапевту. Если таких ситуаций будет много, подождите, пока на первый план сама выйдет одна.
- Если ситуация не всплыла - придумайте ее.
- Если ситуация с жестокостью и насилием - в ней есть безумие и нет красоты, она не подойдет для этого эксперимента.
- Мысленно «остановите» эту ситуацию и зарисуйте ее - схематично. Кто, где по отношению к кому находится.
- Ответьте на первый вопрос: «Как, каким образом, вам удавалось быть хорошим ребенком в этой ситуации?» Задача - увидеть те самые «добрые намерения», о которых шла речь в предыдущей статье (а не найти оправдания). Другими словами: какой позитивный вклад в общее дело семьи вы делали таким образом, будучи ребенком. Важно увидеть это даже если вы тогда делали что-то заведомо «плохое» - воровство, утаивание чего-то, ложь… Посмотрите на это под другим углом, и может оказаться, что «было еще что-то».
- Ответьте на второй вопрос («Это сложнее», - предупредила Маргарита): «Как, каким образом, ваши родители были хорошими в этой ситуации?». Не оправдывать. Постарайтесь увидеть «еще что-то», что раньше было скрыто.
- И последний вопрос: «Как ваши братья - сестры, если таковые были, были хорошими в этой ситуации?»
Ограничение нашего опыта связано с тем, что мы, как дети, оказываемся неузнанными в нашей красоте: в наших «добрых намерениях».
Психотерапевт может признать красоту другого, красоту семьи, настолько, насколько, он может признать свою красоту, как терапевта, плюс способность к состраданию, способность быть растроганным тем, что он увидел - смог увидеть то, что не видят другие.
И правда, скольких болезненных обид связано с тем, что мы были не узнаны другим в своей красоте…
* Краткая справка. Маргарита одна из наиболее ярких гештальт-терапевтов нашего времени. Она - директор Итальянского Института Гештальта и президент Итальянской Федерации Психотерапевтических Ассоциаций. В 1996 - 2002 г.г. - президент Европейской Ассоциации Гештальт Терапии. Главный редактор журналов Quaderni di Gestalt (на итал.) и Studies in Gestalt Therapy (международный журнал на англ.яз.). Международный тренер и визит-профессор многих университетов в Италии и других странах. В свое время она училась гештальт-терапии у Исидора Фрома.