Возможно, кому-то это покажется странным, но в Питер одним днём я метнулся специально для того, чтобы сходить на премьеру документального фильма "Донна Таня", вдохновлённого Майей Кучерской и реализованного посредством краудфандинга, в котором, помнится, и я принял участие.
Главная героиня его - Татьяна Юрьевна Лескова. Действительно, как можно догадаться по фамилии, правнучка автора "Левши", а главное, - классическая балерина, и, что чуть менее ожидаемо, одна из основоположниц школы классического балета Бразилии.
Судьба донны Тани, можно сказать, архетипическая для ее поколения русских людей. Родилась в 22 году в Париже, куда после долгих кружений уехали её родители-дипломаты - не то чтобы аристократы княжеских кровей, но с совдепией явно несовместимые. Куда деваться рано осиротевшей девочки из очень хорошей и даже знаменитой, но не очень благополучной и уж точно материальной недостаточной семьи? Не в секретарши же. Пошла по знакомству в русскую балетную школу. Оказалась вполне способной. А дальше её помотало с антрепризами и балетными школами по всему миру, от Кубы до Австралии, пока наконец не осела в Бразилии в качестве педагога и постановщика. Чему, прямо сказать, сильно поспособствовала оставленная умершим богатым любовником прекрасная квартира. (Характерная деталь: квартиру в Рио-де-Жанейро, собственно, ей купила жена любовника, заявив, что раз уж они разделяли жизнь, то должны разделить наследство - вот такой бразильский сериал в реале.)
В Рио-де-Жанейро донна Таня и справила 6 декабря прошлого 2022 года столетний юбилей в относительноном здравии - и уж точно в полном рассудке. На этот столетний юбилей съёмочная группы из России и поехала, и сняла с ней интервью, из которого смонтировала фильм, дополнив предоставленными донной Таней документальными съёмками ее выступлений и педагогической деятельности (очень плохого качества, что признают сами создатели фильма), фотоматериалами, а также интервью с её несколькими ученицами, которым уже самим за 50 и даже за 60, и с её бывшим bel ami, тоже танцовщиком, на 10 лет её моложе, но умершими в апреле этого года. А также - пластическими этюдами живущей в Бразилии русской балерины на фоне моря.
Трудно оценивать этот документальный 40-минутный фильм по законам художественного кино. Во-первых, как заметила сама Майя Кучерская, Татьяна Юрьевна всё-таки не мыслитель и не философ, не писатель, а балерина, она привыкла выражать себя пластическими образами, а не словами, и хотя, конечно, столетний юбилей располагает к философствованию, ей это даётся трудно, особенно трудно потому, что родной язык для неё всё-таки французский, а по-русски она говорит с отчётливым трудом, порою подбирая слова, особенно на какие-то отвлечённые темы, хоть и ходит раз в месяц в русскую церковь и специально приглашает раз в неделю русского собеседника, чтобы практиковаться. Ну и, конечно, возраст. Она в здравом уме и твёрдой памяти, качественно шутит ("В 42 года я повредила колено, мне пришлось сделать операцию. Я восстановилась и думала продолжить выступления, но потом подумала: пусть лучше говорят: "как жаль, что вы больше не выступаете!", чем: "Как?! Вы всё ещё выступаете?!"), но всё-таки 100 лет. Так что в первую очередь это, конечно, просто документальная съёмка чрезвычайно интересного человека, прожившего чрезвычайно интересную и непростую жизнь. Практически в 70 лет она начала новую карьеру постановщика (скорее исторического реконструктора - восстанавливала балеты Мясина) в парижской Grand Opera, куда eë позвал Нурeев - и это явно дало ей новый старт и новую жизнь, в прямом смысле слова. Как говорится, дай бог каждому.
Но всё-таки считать этот фильм просто расширенной телепередачей, как с подчёркнутой скромностью говорят создатели, тоже не могу. И в первую очередь - благодаря буквально одному 30-секундному кадру. В котором ничего, собственно, не происходит, а просто продавец щёток идёт по улице и то ли поёт, то ли просто выкрикивает, что продаёт эти самые щётки, и то ли танцует, то ли просто так идет приплясывая. И этот короткий проход показывает, насколько на самом деле чужда вся эта классическая культура европейского балета с его Жизелями и Копелиями самодостаточной бразильской стихии, где своя музыка и свои танцы.
Едва ли создатели фильма сознательно искали такой контраст, они просто сняли эффектный проход, пока ждали автобуса, в чём сами признались, отвечая на мой прямой вопрос, но я считал этот живописный проход именно так.
Что ж, тем круче донна Таня, сумевшая себя противопоставить и выстроить. И тем большее спасибо Майя Кучерской сотоварищи, сохранившей для нас эту весомую частичку русского мира. Так и хочется сказать - русского мира здорового человека.