Paзныe виды Шекспира

Jan 12, 2024 17:28


Так получилось, что новогодние каникулы были у меня посвящены не только написанию повести про оборотней, но и просмотру разных фильмов на основе шекспирских пьес. А именно - я посмотрел 3 серии бибисишного сериала "The Hollow crown" - две части Генриха IV, Генриха V, и начал смотреть Ричарда III. А ещё посмотрел итальянский фильм братьев Тавиани "Цезарь должен умереть".
Про бибисишный сериал могу сказать, что, конечно, Би-Би-Си держит марку на высочайшем уровне. И это странным образом оказывается недостатком. Когда пьесы, рассчитанные всё-таки на условное пространство примитивной сцены, где пышнейшие монологи и вычурные сравнения как бы компенсируют скудость реквизита и ограниченность постановочных решений, переносят в добротнейшие съемочные сеты с максимально реалистическими историческими декорациями гримом и прочим, то вычурная шепировская речь выглядит всё-таки странновато. Хотя, конечно, прекрасные первоклассные актёры очень стараются произносить эти вычурные речи как можно естественнее. И, в общем, у них это получается, но эффект несоответствия всё-таки остаётся.
А Ричарда я, вопреки обыкновению, даже не стал досматривать. Сейчас он смотрится очень странно, потому что мы понимаем, что это просто грубейшая пропаганда в пользу правящей династии с целью очернения династии свергнутой. Ну как при Сталине снимали и писали про идиота и пьяницу Николашу, а при Горбачеве про кровавого Сталина.
Да ещё отмечу, что один из герцогов, а именно герцог Йорк - чернокожий. И в отличии от комедийного "Мужчины в трико", где присутствие в Шкрвудском лесу с Робин Гудом чернокожего объясняется тем, что это сарацин, прибывшей с Ричардом Львиное сердце из Африки, здесь это никак не мотивируется и не объясняется. Они все ближайшая родня, но один из этих принцев крови чернокожий, и всё тут. ОК, их дела.
А фильм братьев Тавиани - это тоже как бы не совсем полнометражный игровой фильм. Это полудокументальная история о том, как в тюрьме строгого режима в пригороде Рима в целях реабилитации заключённых, отсиживающих минимум 10 лет, а максимум пожизненно, ставят спектакли. И режиссёр предложил на сей раз поставить не больше, не меньше, как "Юлия Цезаря". Арт-реабилитация, в принципе, дело хорошее и известное, ничего нового тут нет, и, в общем, получилось довольно любопытно, когда бандосы - мокрушники, наркоторговцы итд, говорят от лица людей, которые тоже не по наслышке знают про убийство из мести, предательства, подставы итд.
При этом документальные съёмки репетиций, которые проходят во всех помещениях тюрьмы Ребиббья сменяются явно срежиссированными сценами. Когда, например, один из героев, который должен сказать реплику о том, что мол, как бы он хотел, чтобы тот, кого он должен убить, замолчал без этого убийства, вдруг останавливается и заливается слезами. Режиссёр останавливает репетицию и спрашивает: Франческо, что с тобой? А тот отвечает: "так это же про меня! я со своим друганом стоял курил, ему надо было идтит заткнуть рот одному предателю, и он сказал мне тоже самое, ну конечно, другими словами, не шекспировскими, но смысл был именно тот".
Ну да, чёткие пацаны всех эпох друг друга прекрасно понимают. Это, конечно, мысль, достойная проговаривания, но всё-таки кинеографически уже не новая - особенно непосредственно после Romeo + Juliet База Лурмана, который перенёс трогательную историю про два веронских клана в бандитский шик Лос-Анджелеса 90-х. Так что недоумение кинообозревателей, не понимавших, почему этой качественной, но всё-таки не слишком оригинальной картине вручили берлинского Серебряного медведя, понимаю.
Но повторяю, как и в случае с бибисисшным сериалом, профессиональный уровень запредельно высокий. Так что время потраченным зря не считаю.

современное кино

Previous post Next post
Up