После дворца «Дюльбер» отправилась в Мисхор.
Мисхор - в прошлом населенный пункт, просуществовавший несколько столетий и в 1958 г. слившийся с Кореизом. В переводе с греческого Мисхор означает "среднее село", что вполне соответствует действительности, выше находятся Гаспра и Кореиз, с одной стороны - Ай-Тодор, с другой - Алупка, а Мисхор между ними, посредине.
Первое упоминание о Мисхоре, Кореизе и Гаспре в научной географической литературе принадлежит замечательному путешественнику и натуралисту академику П.С. Палласу, оставившему интересные записки о своем путешествии по Крыму в 1793-1794гг. Спустя некоторое время здесь побывал судья и литератор, будущий академик П.И. Сумароков: «От Алупки до Мисхора, - сообщает он, - 50 минут, которая с примыкающим к ней Куреисом составляет почти одно селение, и тут сросшиеся верьхи деревьев грецкого ореха удивительной толстоты осеняют приятной крытой путь. В 15 минутах от последней стоит Гаспара, далее за нею у берега на холме, покрытом лесом, видны развалины монастыря Ай-Тодор».
В теплом и уютном Мисхоре недалеко от царской резиденции, находились имения великих князей и русской дворянской аристократии - Трубецких, Долгоруких, Нарышкиных. О них напоминают сегодня красивые дворцы и особняки, расположенные в густой зелени садов и парков.
Пока шла вспомнила, что впервые про Мисхор услышала от Толика в Киеве (сам он донецкий), но познакомились мы в Киеве, потому что работали вместе. Он всегда ездил к Крым в Мисхор и на Ай-Петри.
А еще смешная история из киевской жизни, Толик занимался пауэрлифтингом и когда я схлестнулась на работе с крупной барышней, он сказал, а ты ее успокой фразой: «Чем больше шкаф, тем громче падает». Успокоила... да так, что со мной неделю потом она не разговаривала.
Самое запоминающее в Мисхоре - парк, он расположен параллельно Мисхорской набережной, поэтому сначала шла вдоль набережной и любовалась морем, а возвращалась по парку.
Ландшафтный парк создавался в 1780-1783 гг., на несколько десятков лет раньше, чем большинство других парков Крыма. Авторы проекта Марко и Кебах. Первоначальная территория парка была около 28 га, но до наших дней осталось только 21 га.
В архитектуре парка широко использованы элементы местной природы и рельефа. Растительный мир разнообразен. Здесь произрастает свыше 300 деревьев и кустарников (кедры, кипарисы, миндаль, маслины и другие). Есть здесь представители Северной Америки, Японии и Мексики.
Основная часть парка - кипарисовая или хвойная аллея, по которой прогуливались Л. Толстой, А. Чехов, Ф. Шаляпин, В. Немирович-Данченко, С. Рахманинов.
За свою историю парк сменил с полдюжины владельцев. Потемкин подарил его графине де Витт, а она продала князю Нарышкину. Последний и внес наибольший вклад в расширение и обустройство ландшафтного парка. Так пальмовая аллея, входящая в число главных достопримечательностей, заложена князем Нарышкиным.
Есть в парке красавица пиния или сосна итальянская, с ней я познакомилась еще в Средиземноморье (Эфес, Турция) и даже привезла шишку,
но в Мисхоре покорил меня Ливанский кедр, пишут, что ему 50 лет. А самое старое дерево - Гималайский кедр.
Сейчас немалое пространство парковой зоны занимают ставшие еще в советский период санаториями виллы Нарышкиных, Долгоруковых, Шуваловых, Голицыных и Мещерских. Сюда добавились и более поздние строения середины 1970-х гг., в основном гостиницы.
Перед уходом спустилась к морю посмотреть на неофициальный символ Мисхора - Русалку с ребенком. Авторство ее принадлежит эстонскому скульптору Амандусу Адамсону, создавшему проект Памятника погибшим кораблям в Севастополе.
Начало