Завершу рассказ про поездку в ЮАР и город несколькими запоминающимися событиями: спуск в шахту по добыче золота, поездка в квартал Соуэто (поселки для чернокожих южноафриканцев), музеи Гектора Петерсона и Нельсона Манделы, покупки в «белом» квартале.
В шахту по добыче золота спускалась, когда путешествовала на туристическом автобусе. Автобус проезжает Gold Reef City (город золота) - это парк развлечений, расположенный на старом золотом руднике, который закрылся.
Парк оформлен в тематике золотой лихорадки, которая началась в 1886 г. в Витватерсранде, здания в парке спроектированы так, чтобы показать тот же период. На территории есть музей, посвященный добыче золота, где можно увидеть золотосодержащую рудную жилу и посмотреть, как золото разливают в бочки. Также здесь воссозданы поселок старателей, ресторанчики, кафе, традиционные и другие развлечения и аттракционы.
Но сначала я отправилась на экскурсию в настоящую шахту (бывшей когда-то самой крупной золотодобывающей шахтой в ЮАР) на глубину 226 м, здесь можно побродить по подземным тоннелям, посмотреть каменные стены с блеском золота и бутафорских кукол-добытчиков золота. Золото в этой шахте стали добывать в конце XIXв. и окончательно прекратили в 1974г. За это время добыли 1,4 млн кг золота. Шахту прорыли на глубину 3,3 км. Фото только получились плохие, освещение было не очень. А еще мне подарили два камешка с золотыми прожилками.
Вернувшись на поверхность, прогулялась по ремесленному городку, купила парочку смешных открыток, перекусила, посмотрела рудодробильную машину, которая когда-то перемалывала золотоносную породу на более мелкие куски, и отправилась обратно в город.
Поездка в квартал Соуэто (поселки для чернокожих южноафриканцев) появилась случайно, хозяин отеля сказал, что если мне интересно, то у него есть экскурсовод, который может показать этот квартал и завезти в музеи Гектора Петерсона и Нельсона Манделы. Конечно, мне интересно.
Соуэто - это аббревиатура от South Western Townships, которая первоначально использовалась в 1963 г. для обозначения набора поселков к юго-западу от Йоханнесбурга. Эти городки были основаны во время эпидемии бубонной чумы в трущобах центральной части города Йоханнесбурга в 1904 г., но многие чернокожие южноафриканцы были насильственно переселены из города и его пригородов в Соуэто и другие поселки под властью апартеида.
Хотя в местных поселках, как правило, проживают как богатые, так и бедные люди, некоторые районы Соуэто считаются одними из самых низких в Йоханнесбурге.
Режим апартеида сильно препятствовал экономическому росту Соуэто, предоставляя неадекватную инфраструктуру и запрещая гражданам открывать собственные предприятия. Дороги оставались грунтовыми, и многим жителям, например, приходилось делить один кран на четыре дома. Соуэто должен был служить общежитием для чернокожих африканцев, работающих в домах, фабриках и предприятиях, принадлежащих белым. В период с 1923 по 1976 гг. Закон о консолидации коренных жителей (городских районов) и его предшественники ограничивали людей в Соуэто семью категориями самозанятости. Соуэтанцы могут управлять универсальными магазинами, мясными лавками, ресторанами, продавать молоко и овощи или торговать вещами. Общее количество таких предприятий во все времена строго регламентировалось. Как следствие, неформальная торговля возникла вне официально санкционированных операций.
В 1976 г. осталось только два театра и два мотеля, и только 83 % домов были подключены к электричеству. До 93 % населения не имели водопровода.
В последнее время появились намеки на экономический прогресс. Городской совет Йоханнесбурга приступил к установке дополнительных уличных фонарей и мощению дорог.
В то время, когда я была (2016г.) разброс уровня жизни был огромен, попадались и дома и картонные домики, и опять кругом все с колючей проволокой.
Кстати, насчет водопровода. Мы заезжали в дом мамы моего экскурсовода. Так вот дом внешней обычный как и у нас бывают, внутри тоже небогато, но есть все необходимое, а вот вода только во дворе дома.
В этом же районе мы посетили два музей. Сначала музей Гектора Питерсена. Признаюсь, что ничего ранее про него не слышала. Фотографировать внутри нельзя. Поэтому только вывеску приложу и опишу, про кого и что этот музей.
Главное фото в музее - одно из самых сильных и эмоциональных изображений борьбы с апартеидом. Оно было сделано прямо в сердце Соуэто - 13-летнего мальчика Гектора Питерсона, первого студента, убитого во время восстания 1976 г., которого несет обезумевший Мбуиса Махубо.
Это место является одним из первых музеев в Соуэто и построен на пожертвование жителей.
Лично меня музей заставил вспомнить все цветные революции в нашей истории. Разница только в том, что у нас они якобы про «свободу и братство», поэтому белые «цивилизованные господа» с запада их поддерживают, а мы понимаем, что они разрушают. А вот в ЮАР митинг белые «господа» не поддержали, так как он был против них и их политики деления на белых и черных (апартеид).
Для справки. Апартеид, апартхейд (африкаанс apartheid - обособление, раздельное существование), 1) система расовой дискриминации, политического и социального угнетения расовых и национальных групп небелого населения; 2) официальная политика расовой сегрегации, практиковавшаяся в Южно-Африканском Союзе (ЮАС) и Южно-Африканской Республике (ЮАР), а также в Намибии.
История 16 июня 1976 г. - в Соуэто африканские учащиеся вышли на улицы с протестом после того как расистский режим апартеида в этой стране запретил обучать африканских детей в школах на английском языке и ввёл обучение на языке африкаанс, тем самым усугубляя разделение народа в стране еще и по языковому признаку. Данные по системе образования в ЮАР за 1984 г. спустя восемь лет после событий в Соуэто: расходы на образования белого ребенка в 7 раз превышали расходы на обучение африканского ребенка. Среди африканцев старше 15 лет безграмотных оказалась 1/3, среди белых - 0,72%. Доступ в вузы был открыт для 86,1 % белых и только для 2% африканцев.
В 1976г. южноафриканская полиция расстреляла юных протестантов. Весь мир возмутило применение оружия против детей, против невооруженного населения. Началось всеобщее восстание. На многие месяцы гетто превратилось в осажденный пригород. Волнения африканской молодежи перекинулось в другие города. К концу августа более 1200 человек были убиты, тысячи ранены и арестованы. Волнения молодежи не затухали и в последующие годы.
Это давление сохраняется на протяжении 1980-х гг, пока в 1990 г. движения сопротивления окончательно не были разгромлены. Четыре года спустя, 27 и 28 апреля 1994 г., в Южной Африке проводятся первые демократические выборы.
В должность Президента ЮАР вступил первый чернокожий житель страны на этом посту - Нельсон Мандела.
Его дом-музей находится тоже в районе Соуэто. В нем он жил с жил с 1946 по 1962 гг.
Внутри находится оригинальная мебель и памятные вещи, включая фотографии, цитаты Нельсона Манделы и пояс чемпиона мира, подаренный Манделе «Шугар» Рэй Леонардом (бывший американский профессиональный боксер, часто считающийся одним из величайших боксеров всех времен, он профессионально выступал в период с 1977 по 1997 гг., выиграв титулы чемпиона мира в пяти весовых категориях).
Выше я написала, что разделение победили, но «осадочек-то остался». Приведу два примера. В районе, где жила все магазины с решетками и запирались изнутри, когда подходила, тогда и открывали. В торговый центр в белом районе пускали тоже не всех, белых пускали без исключения, причем, здание высотное и первый этаж по всему периметру с охраной, заходишь в здание, а там ничего, тоже только охрана и лифты. Непосредственно торговые магазины на 4 этаже и выше.
Что еще можно сказать про Йоханнесбург? Мне запомнились пейзажи, очень много разнообразной зелени и все цветет, такое ощущение, что там даже палки цветут и все, что у нас дома в горшках не выше 20 см, там дерево.
Один день посвятила именно зелени и цветам, которые росли рядом с отелем. За этим, наверное, и стоит ехать, высотки мы и дома посмотрим, а вот природа. Да, еще история, конечно, интересная и полезная.
Начало