Многие считают, что сердце Олтении - это монастырь Тисмана, со своими средневековыми стенами и бастионами. Расположен он на горе Стармина, окруженной лесами и крутыми стенами скалы, в 30 км к западу от города Тыргу-Жиу и в 5 км от города Тисмана. Этот монастырь является одним из старейших в стране, имеет первостепенное значение в сохранении православной веры с момента основания до сегодняшнего дня.
Монастырь Тисмана - "самое древнее и великое из монастырей Олтении" так назвал его Григоре Александреску.
Знаменитый путешественник Павел Аллепский писал о путешествии 1657 г., где описал монастырь Тисмана: «Ни в этой стране, ни в другой нет равного по красоте, количеству вод и естественным укреплениям места».
В скале южнее церкви находится пещера святого преподобного Никодима, что послужило монашеской жизни. Он основал монастырь в XIV в. при материальной поддержке бессарабских правителей Раду I (1374-1385) его сыновей Дана I (1385-1386) и Мирча I Старый (1386-1418), на месте деревянной церкви и скита.
История монашеского комплекса
История древнейшего румынского монастыря Тисмана как и жизнь св. Никодима, давно стали легендой.
Предание утверждает, что красота окрестностей была решающей в выборе места, и что св. Никодим долго искал долину среди скал "с живой водой". Красота и богатство природы действительно завораживают: высокие горы с причудливыми рельефами, богатые рыбой реки, ореховые и каштановые сады. В действительности выбор св. Никодима был определен более важными вещами.
Но у Тисманы нет документов о зарождении монастыря и его первом благоустройстве. Что касается преп. Никодима, то данные о его деятельности до и после прихода на румынскую землю крайне бедны, а составленные жития созданы в более поздние времена.
Документы о монастыре Тисманы нужно с учетом событий, которые происходят в истории страны в последней трети XIV в. Это время, когда создание православного монастыря - это не что иное, как отражение одного из аспектов борьбы за сохранение национальной независимости и препятствие проникновению католицизма к югу от Карпат.
Последние три десятилетия XIV в. представляют собой именно тот момент, когда происходит соединение православных народов Юго-Восточной Европы против попыток принудительной оккупации и окатоличевания.
В этих условиях любые усилия по укреплению церковной жизни, особенно в ее монастырском аспекте, представляют собой православное контрнаступление. Этим объясняется особая поддержка, которую Владислав I Влайку оказывал греко-сербскому монаху Никодиму беженцу с юга Дуная на протяжении всего периода правления.
Из летописей мы знаем, что будущий старец Тисманы пришел на румынские земли из города Видин (Болгарское царств), где он основал церковь и собрал братию. После захвата венгерским королем католиком города Видин, св. Никодим перешел Дунай на угро-влашские земли.
Владислав I Влайку принимается св. Никодима с братией и оказывает поддержку в создании монастыря к северу от Дуная. Этот первый монастырь - Водица, основанный св. Никодимом.
Позже Никодим и 10 монахов, начинают строить церковь на реке Тисман.
В документах XVII в. утверждает, что первый храм был построен из тисового дерева от него и возникло название монастыря. Но скорее всего, учитывая важность монастыря, церковь была с самого начала каменной, и должна быть похожа на церковь Водицы.
Церковь скорее всего была построена между 1375 и 1377-1378 гг. Дата ее освящения известна из записки, написанной на обратной стороне документа от Дана II. В ней приводятся две даты, которые можно считать правильными: "церковь была освящена в 6886 году (1377-1378); святой отец наш Никодим почил в 6915 году (1406)".
До XVI в., когда произошло назначение назначение архимандрита в Курта-де-Арджес, монастырь Тисмана оставался единственным монастырем с архимандритом в стране. Что касается богатства монастыря, то на протяжении веков со дня основания Тисмана был обладателем самой большой монастырской вотчины в воеводстве.
Имея исторические данные, можно утверждать, что второе строительство в Тисмане относится к временам правления Раду Великого (1495-1508). Он представлял собой один из памятников архитектуры начала XVI в., огромную церковь для тех времен, состоящую из алтаря, главной части храма, пронаоса и открытого экзонартекса, украшенного тремя шпилями.
В 1657 г. Павел Алеппский - архидиакон Антиохийской православной церкви, путешественник, писатель и секретарь патриарха Макария Антиохийского, посетил монастырь и сделал первое описание Тисманы. Его записи о путешествиях - это ценная информация о многих памятниках того времени.
В XVIII в. монастыря по-прежнему страдает от нападений в ходе конфликтов конфликтами между турками и австрийцами. В 1716 г. монастырь ограбили турки. Между 1718 и 1739 гг. Тисмана попадает под австрийскую оккупацию. В нем размещаются военные части, так появляются первые известные чертежи-документы о строениях Тисманского монастыря (1728-1731).
В течение XVIII в. была проведена серия крупных работ по восстановлению и украшению монастыря. В 1766 г. была продолжена роспись монастыря.
В 1844 г. начинается эпоха больших преобразований для монастыря с не самым удачным результатом. По инициативе господаря Георгия Бибеску восстанавливают самые старые и значимые исторические памятники страны, работы были выполнены иностранными архитекторами. В то время в Европе в основном был неоготический стиль, поэтому восстановление часть шло без учета местных традиций. Бибеску превратил южную часть монастырского корпуса во дворец. Архитектор Шлаттер и его помощники восстановили старые здания в традиционном стиле, а фасады украсили неоготической отделкой, изменили главную церковь и внутри.
В 1934 г. провели первые научные исследования для реставрации с уточнением древних форм церкви. Реставрационные работы возобновились только в 1954 г. В течение десятилетий восстанавливали исторический памятник, как внешне, так и внутри, находят под слоями XVIII в. более древние росписи. В 1970 г. были сделаны важные археологические раскопки, была обнаружена основа другого культового места дако-римской крепости из валунов реки и римского кирпича, что говорит о том, что до монастыря св. Никодима здесь уже были строения.
В 1983 г. монастырь Тисмана вернулся в оригинальную, аутентичную румынскую архитектурную форму. Архитектура монастыря выполнена в византийском стиле, характерном для XIV в., близкая к архитектуре современных церквей Македонии и Афона, имея национальные румынские особенности.
Святыни монастыря
В серебряной раке находятся частицы святых мощей св. Никодима, св. Игнатия Богоносца и cв. Иоанна Златоуста, там же хранится крест, который носил святой Никодим.
В пронаосе находятся гробницы двух основателей: Матея Глоэвяну (+1731) и Розитея Брэиляну (+1747). Могила св. Никодима, перешедшего в вечность 26 декабря 1406 г., находится в притворе церкви.
Большая часть ценностей монастыря находится в художественном музее Румынии, наиболее важным из которых является Евангелие св. Никодима. В музее монастыря богатая коллекция фресок (1766 г. из пронаоса), древние иконы, предметы богослужения, старые книги, расписание, набедренник и епитрахиль, принадлежащие св. Никодиму.
Начало