Этот монастырь мне понравился больше всего. Мы приехали в него вечером и после дождя, ощущения удивительные, вокруг туман и дымки в горах, на территории тишина и море цветов.
Нас встретили, рассказали о монастыре, провели в главный храм, где заканчивалась вечерняя. После службы нам все подарили иконы преподобного Иродиона и Богородицы «Скоропослушница».
История возникновения монастыря достоверно неизвестна.
Считается, что святой Никодим ктитор этих мест построил на месте будущего монастыря деревянный скит. Но в середине XVIII в. во времена Габсбургской императрицы Марии Терезии были уничтожены почти все православные монастыри Трансильвании.
Церковь, возведенная ктитором в середине XIV или XV вв., была уничтожена.
Документы, говорящие об истории монастыря, появляются во второй половине XVII - начале XVIII вв.
В 1770 г. из Тисмании в Лайничи приходит отшельник Афанасий и приносит документ, по которому монастырю жертвуется земля.
Поэтому можно выделить три периода в истории монастыря:
1) приход святого Никодима в середине XIVв.;
2) документ о выделении земли от отшельника Афанасия в середине XVIII в;
3) восстановление монастыря в начале XIX в. (между 1812 и 1817 гг.).
Церкви первых двух периодов не сохранились, но вновь возведенная построена на их месте.
Датирование построек монастыря изначально производили по надписям, выбитым над входными дверями. Чаще всего встречается дата - 1817 год.
Более подробные исторические исследования не проводили, но мы должны понимать, что история монастыря гораздо древнее. Это было доказано в 2008 г. по фундаменту, когда удалили новые слои штукатурки, которые не были оригинальными. Более поздние исследования доказали трех этапное строительство. Сначала был алтарь старой церкви, позже пронаос, а потом крыльцо с криптой, использовавшейся в качестве некрополя для ктиторов, украшенной в соответствии с традицией 1817 года.
Георге Брэтиану, учитель из Бумбешти, рассказывает историю Лайничского скита 1873 года. Эта история была устно передана настоятелем Иродионом. В истории утверждается, что монастырю была передана Библия Щербана Кантакузино от 1688 года. Книга подарена, возможно, около 1690 года самим воеводой Константином Брынковяну. Этот факт подтверждает, что монастырь старше 1784 года, когда он упоминается в истории отшельника Афанасии. Следовательно, можно говорить о появлении монастыря в 1690 - 1700 гг.
Одно время в монастыре Лайнич скрывался Тудор Владимиреску, переодетый монахом. Его преследовали турки, потому что он сражался с ними в русско-турецкой войне между 1806 и 1812 гг. По этой причине монастырь был опустошен турками. После 1821 года монахи были изгнаны.
В ХХ в. монастырь пострадал в годы Первой мировой войны. Немецкие войска полностью уничтожили его, войдя с лошадьми прямо в церковь, подожгли ее и осквернили. До сегодняшнего дня на стенах алтаря сохранились имена солдат и офицеров, которые в нем спали и осквернили. Немецкие солдаты украли все ценное, включая колокола. Архив монастыря был сожжен. Некоторые монахи депортированы в Германию, где они умерли в немецких лагерях, как мученики. Кладбище монастыря было опустошено и осквернено, кресты вырваны. После войны могилы остаются неопознанными до сегодняшнего дня.
В 1929 г. из монастыря Фрэсины в Лайнич было направлено шесть монахов, среди них находился славный Виссарион Тоя. Монастырь восстановили из руин, построили необходимые здания, ведя суровую аскетическую жизнь. Благодаря духовной силе и благодатности богослужений, монастырь становится востребованным многочисленными верующими в окрестностях. Дух святых древних отцов, которые жили здесь, возродил духовную жизнь.
После 1947 г., когда коммунистический режим приходит к власти, монастырь Лайнич снова подвергается нападению в различных формах. В этот период начинается строительство железной дороги рядом с монастырем. Рабочие, которые выполняли эти работы, разрушительно влияли на монастырь и его церковную жизнь, как языческие захватчики, в том числе разместив казармы на территории монастыря. Так было до 1957г. После этого большая часть монастырских помещений освободилась, а осквернители покинули обитель.
В 1961 г. монастырь Лайнич распущен. До 1970-х гг. церковные двери были закрыты, не разрешалось выполнять работу, кроме отдельных воскресений и православных праздников. В 1975 г. в монастырь пришел как настоятель архимандрит Калиопий Георгеску, который начал возрождать монастырь, благо политика в то время стала более мягкой. Так после 1983 г., благодаря приходу в монастырь желающих стать монахами, Калиопий вводит монашеские аскетические правила, богослужения, что способствовало возрождению духовной жизни.
После революции 1989 г. и в результате притока верующих в монастыре возникла потребность в более вместительной церкви. В воскресенье и великие праздники службы приходили на открытом воздухе.
В 1990 г. был заложен камень для новой церкви-собора Высокопреосвященным митрополитом Нестором. Новая церковь-собор в монастыре уникальна своим архитектурным планом, включающим в себя две церкви. Это было связано с одной стороны с местностью, которая находится на склоне; с другой стороны - необходимо учесть старые постройки монастыря.
В XXI в. в истории обители произошли два знаменательных события:
1) 23 июля 2006 года монастырь получил большое благословение от Матери Божьей. С горы Афон, из монастыря Дохиар была привезена копии чудотворной иконы "Скоропослушница»
Эта икона была выполнена специально для монастыря Лайнич и является пятой копией, которая была сделана за последние 100 лет по всему миру.
2) 29 октября 2010 г. Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о причислении старца Иродиона к лику святых. День его памяти празднуется 3 мая.
Настоятеля Иродиона святой Каллиник из монастыря Черники называл «Звезда Лайнича». Преподобный Иродион (Ионеску) был старцем Лайничского монастыря в течение 41 года (1854- 1900). Он был переведен из монастыря Черника и назначен настоятелем скита Лайнич.
На всем протяжении настоятельства преподобный Иродион был духовником обители. 3 мая 1900 г. подвижник преставился ко Господу.7 лет спустя после его кончины, следуя монашеской традиции Святой горы Афон, согласно которой могилу инока раскапывают и его повторно отпевают, тогдашний настоятель монастыря Феодосий (Попеску) по благословению епископа Рымникского вскрыл могилу преп. Иродиона. Тело его оказалось нетленным. Подвижника отпели и останки были вновь погребены.
Сайт монастыря