После выставки отправились в собор в честь святого князя Александра Невского.
Здесь нас встретил настоятель, отец Кирилл
В храме отец Кирилл рассказал об истории храма.
На рубеже XIX - XX вв. в Твери наблюдался последний в её истории всплеск храмового строительства, обусловленный бурным промышленным развитием города и необходимостью обеспечить церковными приходами разросшиеся фабричные окраины. Для жителей рабочих посёлков в конце XIX -начале XX вв. было выстроено несколько культовых сооружений, в том числе храм при железнодорожной станции в Твери - церковь святого Александра Невского при станции «Тверь».
Из истории строительства. В 1879г. жители пристанционного посёлка обратились к игуменье Христорождественского женского монастыря Палладии с просьбой о сооружении церкви. В январе 1879г. император Александр II утвердил распоряжение министра путей сообщения о выделении в Твери участка под строительство храма на земле, принадлежащей Николаевской железной дороге - на пересечении Станционного шоссе (ныне проспект Чайковского) и Александровской улицы (ныне ул. Коминтерна), на Привокзальной площади. Тогда же император утвердил проект церкви, автором которого стал епархиальный архитектор А. Фёдоров. Однако вопрос замер на уровне согласований, по всей видимости, из-за недостатка средств.
К данной проблеме снова вернулись через десять лет. 18 сентября 1889г. техническо-строительный комитет МВД рассматривал новый проект церкви, составленный архитектором Ф.Н. Малиновским. Решено было построить храм в «память чудеснаго избавления Государя Императора Александра Александровича и его Августейшей семьи от угрожающей опасности при крушении поезда на станции Ворки, Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 17 октября 1888 года».
***
Два паровоза и 15 пассажирских вагонов (вес которых составлял более 800 т) шли со скоростью 60 верст в час (вместо допустимых 40) при недействующих автоматических тормозах. Задние вагоны с огромной силой ударили о передние. Удар был такой силы, что царский поезд в одно мгновение превратился в груды обломков. Погибли 23 человека, тяжело ранены 35. Вагон-столовая, в котором в момент крушения за завтраком находилась семья императора Александра III, был совершенно разрушен. Лакей, подававший императору кофе, упал замертво. Любимая собака, белая лайка Камчатка, находившаяся рядом, погибла.
На месте крушения.
Описывая тот день 17 октября 1888г., императрица Мария Федоровна в письме своему брату, греческому королю Георгу I, от 6 ноября 1888г. сообщала: "В тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого все мы оказались на полу, и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало как в Судный день... Невозможно представить, что это был за ужасающий момент, когда мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами Свою благодатную руку..."
На месте крушения.
На месте крушения.
Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять - два первых вагона, следующих сразу за паровозом, и три задних, которые были остановлены автоматическими тормозами Вестингауза. Невредимыми остались и два паровоза. Вагон министра путей сообщения первым сошел с рельсов, от него остались одни щепки. Сам министр Константин Николаевич Посьет в это время был в вагоне-столовой, приглашенный императором Александром III. Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью разрушен, и все в нем убиты наповал: 13 изуродованных трупов нашли с левой стороны насыпи среди щепы и мелких остатков этого вагона.
В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Большой, тяжелый и длинный, этот вагон был укреплен на колесных тележках. При ударе тележки отвалились. Тем же ударом были сломаны поперечные стенки вагона, а боковые треснули, и крыша стала падать на пассажиров. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных пассажиров спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, в котором и оказалась царская семья. Следующие за ним вагоны, которые могли окончательно сплюснуть салон-вагон, развернуло поперек пути, что спасло столовый вагон от полного разрушения.
Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек скончался сразу, а один чуть позже в больнице.
Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь спешила со всех сторон. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Императрица обходила с медицинским персоналом пострадавших, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то, что у нее самой повреждена была рука выше локтя. Мария Федоровна употребила на бинты все подходящее из своего личного багажа, и даже нижнее белье, оставшись в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и помогала раненым. Вскоре из Харькова прибыл вспомогательный состав. Но ни император, ни императрица, хотя и были очень усталыми, не захотели в него сесть.
Император Александр III
Уже в сумерках, когда все убитые были опознаны и пристойно убраны, а все раненые получили первую медицинскую помощь и отправлены на санитарном поезде в Харьков, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд (свитский) и отбыла назад, на станцию Лозовую. Сразу же ночью на самой станции, в зале третьего класса, было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности. Позже император Александр III по этому поводу писал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и наконец радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
Семья Императора Александра III
В память о чудесном спасении царской семьи в течение 1889-1890гг. в России было сооружено 126 храмов, 32 придела, 320 часовен и 17 колоколен. На месте крушения императорского поезда был основан Спасо-Святогорский монастырь с храмом Христа Спасителя Преславного Преображения (архитектор Р.Р. Марфельдт), а позже воздвигнут памятник императору Александру III работы Н.Г. Шлейфера. В годы советской власти храм был разрушен, а памятник уничтожен. В октябре 2013г. у станции Борки установлен бюст императору Александру III.
Был ли инцидент в Борках терактом, покушением на жизнь императора и членов его семьи или разгильдяйством тех лиц и структур власти, которые должны были обеспечивать безопасность императорской семьи во время поездки, - на этот счет до сих пор нет единой точки зрения.
***
Проект храма в честь святого Александра Невского, утверждённый в 1891г. был отправлен тверскому губернатору Павлу Дмитриевичу Ахлёстышеву, после чего начался сбор средств. Внешний вид храма был решен в т. н. «русском стиле» - своеобразно понятых традициях русской архитектуры XVII в. Такая архитектура не являлась уникальной, но ее несомненным достоинством являлась объемно-пространственная композиция. Удачно, также, расположение церкви на площади, где он завершал перспективу Станционного шоссе, вливающегося в Трехсвятскую улицу, ведущую в самый центр города.
Крестовокупольный четырехстолпный пятиглавый храм на высоком цоколе был весьма монументален. Относительно этого объема, декоративное убранство фасадов, восходящее к древнерусским традициям украшения храмов, выглядело довольно дробным и мелким. Стены не были оштукатурены, но выкрашены желтым колером («под киевский кирпич»), главы на церкви и колокольни - крыты «белым английским глянцевитым железом», а шестиконечные кресты сияли позолотой.
Точные даты начала и конца строительства были высечены на мраморной доске, установленной в интерьере храма на западной стене: «Начата постройкой 30 августа 1891 года, а окончена 30 августа 1893 года».
17 октября 1893г. главный престол во имя Александра Невского освятил архиепископ Савва. Правый (южный) придел был освящён кафедральным протоиереем Г.П. Первухиным 28 декабря в честь епископа Криткого Андрея и святой мученицы Иулиании. Он же освящал 10 февраля 1894г. левый (северный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Надежды.
Церковь закрыли в 1929г., помещение передали под хлебохранилище. В послевоенные годы здание сильно перестроили: двухсветный четверик храма разделили на два этажа. В нижнем этаже разместили магазин, в верхнем - жильё. В 1983г. при строительстве нового здания железнодорожного вокзала остатки церкви окончательно разобрали.
Остатки того храма и язык от колокола сейчас можно увидеть в нижнем приделе храма.
В 2010г. состоялась закладка нового храма и сегодня он снова стал украшение города и домом православных людей.
Также настоятель рассказал нам о таинствах церкви и их значении, и, конечно, о святом князе и его значении для Тверской земли и почему он является святым.
"Св. Александр шел путем мирского служения, через все его трудности, через все искушения и грехи, связанные с миром, но он в сонме праведных, в едином духе с теми, кто достиг святости подвижничеством в пустыни. В вере и церкви он черпал силу для своего государственного труда. Св. Александр был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он как бы благославляет путь праведного ей служения". Н. А. Клепинин
В завершении встречи отец Кирилл пригласил нас на чаепитие, а потом сходить на колокольню, чтобы полюбоваться на вечерний город.
В храм мы передали икону святого Михаила Тверского, бюст князя Александра, памятный знак проекта. От Фонда святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского подарена книга о святом.
Сайт храма Проект реализуется Федерацией мототуризма на средства гранта ООГО "Российского фонда культуры" представленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Предыдущий текст