Проект «Ратные Поля России». Курская-Коренная пустынь

Feb 02, 2021 22:01


Начну с названия, а потом уже о том, что мы посетили и увидели. Коренною пустынь сия называется от явившейся здесь в 1295 г. при корне дерева вяз чудотворной иконы «Знамение» Божией Матери, издревле называемой Курская.





Расположена пустынь на реке Пускари, на одном из нагорных холмов ее правого берега. Прежде, чем отправиться в сам монастырь, мы посетили историко-культурный центр «Коренная пустынь». Он находится напротив входа в монастырь.



Основан центр в 1990 г. Его основная задача - просветительская, связанная с историческим и духовным наследием Курской области, включающая в себя:

- монастырь Коренная Рождество-Богородичная мужская пустынь;

- Коренская ярмарка - крупней торговый центр юга России;

- усадьба Афанасия Фета в д.Воробьевка;

- с. Уколово - место пребывания на Курской земле великого русского композитора П.И. Чайковского;

- храм Иоакима и Анны в с. Долгое;

- храм «Знамение» в с. Тазово;

- храм Николая Угодника в с. Никольском.



Сотрудники центра радушно встретили нас и провели с экскурсией по выставочным залам, где хранятся коллекции документов и старинных вещей, отдельный зал посвящен Русской православной церкви заграницей.



Вид на монастырь с восточной стороны. Старинна литография 1882 г.





Второй этаж центра краеведческий. Он рассказывает о ярмарке и усадьбах.



Коренная ярмарка была основана на земле, принадлежащей обители, и находилась в ведении Курского Знаменского монастыря. Так было до 1764 г., в котором ярмарочная площадь с построенными монастырем строениями поступила в казну. В 1787 г. Курское городское общество подало прошение императрице Екатерине II об отдаче ему ярмарочного места с увольнением от уплаты поземельных денег на 20 лет.

Императорскими указами 1787 и 1800 гг. Коренная ярмарка отдана в управление Курского городского общества для строительства гостиного двора. К 1812 г. гостиный двор был достроен (архитектор Джакомо Кваренги). Половина доходов шла в казну, а другая в пользу города Курска. Общая площадь ярмарки 64 десятины. На ней располагалось 649 торговых помещений, 58 гостиниц, трактиры, ипподром, здание городской Думы, театральный дом, цирковые балаганы и многое другое. Обороты ярмарки во 2 пол. XIX в. достигали 7 млн. рублей. Ярмарка стала важнейшим пунктом для иностранной европейской торговли России.



Афанасий Фет в д. Воробьевка приобрел усадьбу в 1877 г. Дом и парк преобразились с новым хозяином. Позже многие годы усадьба была в забвении. В 2010г. Принята программа по восстановлению. В 2015г. Дом открыт для посещения. Сайт

П. Чайковский в с. Уколово дважды посещал своего старшего брата Николая в 1891 и 18 93 гг. Почитать 

Храм Иоакима и Анны существует более 155 лет. Находится по пути в Коренную пустынь. На месте ее строительства была обретена вторая часть иконы Курской, после того как ее раскололи татары на две части. Первая обретена в пустыни.

Кроме того коллекция центра содержит уникальные исторические материалы, связанные с историей Коренной пустыни.



После явления иконы в 1295 г. на месте ее обретения построили часовню. Слава о чудотворной иконе все более и более ширилась, так что она сделалась не только местной святыней, но и всех русских областей.





Лучшим подтверждением сего служит благоговейное отношение к ней московского царя Фёодора Иоанновича. Наслышавшись о чудесных исцелениях, исходивших от Коренной иконы Божией Матери и других многочисленных милостях, благочестивый царь Фёдор Иоаннович велел принести оную из пустыни в Москву, для воздаяния ей подобающего поклонения. Принесенную в Москву Икону царь встретил сам с патриархом Иовом, со всем соборным духовенством и воинством. Пред Иконой, внесенной в царские чертоги, совершено было молебствие. Щедрый царь приказал сделать вокруг иконы кипарисную доску с надписанием на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу-ветхозаветных пророков, при этом еще украсил ее сребропозолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а его супруга, царица Ирина Федоровна привесила к ней пелену красного атласа, так же украшенную драгоценными камнями и с вышитой на ней надписью золотыми буквами: „Повелением благоверного Государя Великого Князя Фёдора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великая Княгини Ирины, и их дочери Великия Княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистый Богородицы Курския лета 7105” (1597 г.). Отпустив с подобающим торжеством чудотворную Икону в пустынь, царь Фёдор Иоаннович своим указом повелел своим указом в последней выстроить мужской монастырь Рождества Богородицы. Этот монастырь и есть нынешняя Коренная Рождество - Богородицкая мужская пустынь, устроенная царским иждивением.



На протяжении многих веков икона не раз вдохновляла русское воинство. В Крымских походах XVII в., в армии Кутузова в 1812 г.



В ХХ в. ей предстояло разделить судьбу русской армии. 31 марта 1919 г. икона покинула монастырь. С частями генерала Кутепова икона прошла весь тяжкий путь Добровольческой армии и оказалась в Сербии, где для нее была построена русская Троицкая церковь (1925 г.). С этого времени Курская икона «Знамение» становится главной святыней Русского зарубежья.

Икона покинула Белград 8 сентября 1944 г. В Европе икона пребывала в Вене, Мюнхене, Париже, Лондоне, Брюсселе и других местах русских эмигрантов.

С 5 февраля 1951 г. по сегодняшний день икона пребывает в Нью-Йорке, США.

Из истории монастыря.

Новый монастырь с 1597г. едва успел развернуться. В 1611 г. объединенная орда крымских, ногайских и казанских татар напала на Курский уезд (Курск не был ими взят) и тогда «погорели все грамоты и выписи» Коренной пустыни, которая, следовательно, к этому времени успела обустроиться, обзавестись деловыми бумагами.





В 1612 г. 7 тыс. войско польско-литовских интервентов во главе с Сагайдачным и Жолкевским неожиданно подступили к Курску. Жители Курска сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от  неприятеля, обещая Царице Небесной построить в Курске монастырь в честь Её иконы. Город взять не смогли.

Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 г. московским боярам, а в 1613 г. - царю Михаилу Федоровичу челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения. В 1615 г. Знаменский монастырь был построен. По просьбе курян из Москвы в Курск была возвращена Коренная Знаменская икона.





Коренная пустынь замышлялась как крупный духовный центр. В 1621 г. здесь жили четыре монаха, да за монастырем находился дом священника Михаила. В 1630 г. обитель насчитывала 10 человек монашествующих. «Пустынский монастырек», так называли его в те времена, имел неплохие иконы, в том числе один древний список Курской Коренной иконы в сребро-вызолоченном окладе, необходимые книги, кресты с мощами, колокола, прочую утварь, но не имел даже ограды. Сень над святым источником была крыта лубьем, церковь - тесом, многие здания - соломой.



И, тем не менее, сюда уже начались крестные ходы. Согласно преданию, в первый раз Курская Коренная  икона была принесена сюда из Курска в 1618 г. по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в 9-ю пятницу после Пасхи, и тогда же здесь состоялся торг. В 1667 г. в Коренной пустыни жили четыре монаха; здания обветшали. В это время Курскую Коренную икону посылали на Дон для сбора милостыни в пользу пустыни. Обитель оживает в начале XVII в., когда миновала опасность татарских набегов.







В 1703 г. в Коренной пустыни на месте прежней деревянной построена новая каменная церковь Рождества Богородицы (с приделом  Иоанна Предтечи). В 1708 г. созданы каменные врата и надвратный храм Преображения Господня  с приделом  Архистратига Михаила. Все это  - на личные средства двух богатых (из дворян) монахов Коренной пустыни.







Строительство в 1713 г. церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносного Источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу». Он выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами. (Один из антиминсов храма «Живоносного источника» был освящен в 1752 г. святителем Иоасафом (Горленко;1754) - выдающимся русским иерархом, причисленным к лику святых).



памятник "Воссоединение" Первоиерарху Московскому и всея Руси Алексию II и Патриарху Русской Православной церкви заграницей митрополиту Лавру



После заметного оживления в  начале XVIII в. положение Курской Коренной пустыни вскоре стало неуклонно ухудшаться. Все началось с «церковной реформы» Петра I, проведенной под руководством англичан - профессоров Оксфорда, продолжилось антиправославной политикой Екатерины II, всяческим притеснением монашеского подвижничества (в том числе идейными гонениями на делание Молитвы Иисусовой). Все это кончилось тем, что во второй половине XVIII в. преподобный Паисий Величковский   не нашел в России ни одного монастыря, где желающий подлинно монашеского подвига мог бы жить, не подвергаясь глумлению, и вынужден был удалиться в Молдавию…



В июне 1767 г. тяжелобольному 9-летнему отроку Прохору Машнину явилась Божья Матерь и сказала, что Сама придет и исцелит его, о чем Прохор поведал своей матери, Агафье Фатеевне. На следующий день крестный ход из Знаменского Курского монастыря из-за сильного ливня изменил направление и пошел через усадьбу Машниных. Агафья Фатеевна вынесла мальчика во двор, попросила пронести над ним Коренную икону и дала сыну приложиться к ней, после чего он стал выздоравливать. Этот случай из жизни великого светильника земли Русской преподобного Серафима Саровского связал его духовной нитью с Коренной иконой и Коренной пустынью.



В 20-летнем возрасте он ушел в Саровский монастырь Тамбовской епархии, и, может быть не случайно, что духовное возрождение Курской Коренной пустыни началось именно от Саровского монастыря.  В 1792 г. состоялся первый (по возобновлении) крестный ход в Коренную пустынь, после которого в Синод последовало еще одно прошение. Отмечая, что в крестном ходе участвовали многие тысячи людей, и не только местных, но и «из Москвы, С. - Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска со скорбью жаловались, что соборное богослужение, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». И просили в Коренной пустыни «учредить общежительство по подобию Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной иеромонаха Никандра». Синод прислал в настоятели  для Коренной пустыни Саровского иеромонаха Илария, с ним прибыли иеродиакон Парфений и два послушника.

В 1811 г. в Коренной обители было девять иеромонахов, пять иеродиаконов, один белый диакон, четыре монаха и 25 послушников. Среди них были люди разного происхождения и положения (иногда и высокого), но с общим искренним стремлением к иноческому благочестию и подвижническому житию.





В 1819 г. в Коренной пустыни была освящена четвертая церковь Всех святых в братской трапезной с кельями. В 30-х годах заработал монастырский кирпичный завод, производивший 300 тысяч штук кирпича в год. Мельница у села Долгого обеспечивала монастырь мукой.

В 1875 г., при архимандрите Иоанникии, была построена пятая по счету монастырская церковь - в честь иконы Божией Матери Знамения на другом холме обители, через овраг. Близ этого храма был выстроен также одноэтажный корпус для братии, среди крыши его - небольшая колокольня. При этом храме было устроено еще одно - четвертое - скромное кладбище для погребения братии и благодетелей обители.



В XIX- начале  XX в. Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она запомнилась очевидцам.

Монастырь в годы революции. В 1918 г. на Сходе бедноты было принято решение переименовать местечко Коренная пустынь на новое название - местечко Свобода.

В октябре 1923 г. пустынь была закрыта. Многочисленная братия была распущена. Некоторые из них, оставаясь преданными Святому месту, терпя голод и холод, ютились в землянках, которые они устроили невдалеке от обители в окрестностях храма Иоакима и Анны села Долгое.

По закрытии монастыря оставшиеся ценности, в том числе и уникальная библиотека - разграблены и вывезены. Были разрушены и разобраны на кирпич все храмы обители, крытые сходы к источнику, два яруса колокольни и её шатровый верх, на въездных вратах уничтожены навершия с крестами, разобрана часовня на корню  - место обретения чудотворного образа и многие другие строения.

Изменились и монастырские окрестности. Богородицкий лес вырубили, а это были реликтовые дубравы, создававшие особый неповторимый целебный воздух. Светлые поляны леса и прибрежные луга давали возможность заготавливать лекарственные травы и растения, которые умело использовали коренские монахи.

На месте разрушенного храма Рождества Богородицы в тридцатые годы был сооружен фонтан, украшенный фигурами гипсовых медведей. К этому времени здесь разместился санаторий «Свобода», а после Великой Отечественной войны в уцелевших монастырских зданиях было организовано ремесленное училище.

С 1989 г. начинается возрождение пустыни из руин. В 1990 г. в первозданном виде отреставрированы въездные врата обители. В 1991 г. восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. За период 1994-97 гг. были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Обустроен и освящен 19 сентября 1991 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II  храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского.



Проведены работы по благоустройству монастырской территории. Восстановлены галерея (сходов) к источнику и храм Живоносного источника.



Летом, когда мы были, территория обители изобилует яркими красками, кажется, что вокруг сплошное море цветов и солнца. Небесно-голубой и лазоревый цвет монастырских строений добавляет в эту картину света и радости.



Мы прошли от ворот обители до главного храма Рождества Богородицы, а потом спустились вниз к Живоносному источнику.



Живописный вид монастыря и его храмов приковывает взгляд с любого уголка. Хочется остановиться и любоваться окружающей красотой и славить Творца.



На следующее утро, перед отъездом, я снова была в обители, чтобы поблагодарить Бога и встретить рассвет.



При написании материала использована литература:

- Историко-культурный центра «Коренная пустынь», 2016 г.;
- Курская-Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь;
и сайт монастыря

Проект реализуется Федерацией мототуризма на средства гранта ООГО "Российского фонда культуры" представленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Предыдущий текст

architecture, history, вера, курская область, история, travel, монастырь, федерация мототуризма, russia, православие, российский фонд культуры, архитектура, ночные волки, monastery, курская-коренная пустынь, россия, природа, путешествие со смыслом, #уголкироссии, путешествие

Previous post Next post
Up