Музей-заповедник «Абрамцево». Главный усадебный дом

Sep 21, 2024 21:42


С Аксаковых начинается экскурсия в Главном усадебном доме.







Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство.

Абрамцево при жизни в нем Аксакова стало местом встречи писателей, художников, театральных деятелей, славянофилов и многих других, кому была интересна умная беседа и тишина леса.





А предтечей этих встреч стала служба Аксакова в Петербурге, где он сблизился с будущими участниками литературного общества «Беседа любителей русского слова» - поэтом Г. Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А. С. Шишковым и др.







Позже за годы службы в Москве он завязал знакомства в литературной и театральной среде Москвы и Петербурга, приобрел известность как театральный критик. Друзьями Аксакова были писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другие знаменитые современники.



Уйдя в отставку, в конце 1843г., после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, Аксаков приобрел Абрамцево. Усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения - людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель - единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.



Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», - писал он сыну Ивану в начале 1844г. В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе - 1858).





Незаурядный дар рассказчика, наблюдательность и правдивость, точность и простота языка принесли Аксакову заслуженное признание. «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал господин Аксаков», - писал о «Записках ружейного охотника…» И. С. Тургенев. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870г. усадьба была продана С.И. Мамонтову.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), выходец из старинной купеческой семьи, родился в г. Ялуторовск Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Его отец, Иван Федорович Мамонтов (1802-1869), основал акционерное общество, проложившее Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Около 1850г. родители С.И. Мамонтова поселись в Москве.

В 1865г. С.И. Мамонтов женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой (1847-1908), также происходившей из старинной купеческой семьи, владевшей ткацкими фабриками.



Супруги поселились на Садовой-Спасской улице в доме, подаренном И.Ф. Мамонтовым. В семье было пятеро детей - Сергей (1867-1915), Андрей (1869-1891), Всеволод (1870-1951), Вера (1875-1907) и Александра (1878-1952), названных по первым буквам имени С. И. Мамонтова - Савва.

В 1870г. С.И. Мамонтов приобрел у дочери С.Т. Аксакова усадьбу Абрамцево. В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство.





Предприниматель по профессии, С.И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А.Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме. С конца 1860-х гг. дом Мамонтовых на Садовой-Спасской начали посещать представители творческих профессий - художник Н.В. Неврев, архитектор В.А. Гартман и др. В 1872г. Мамонтовы побывали в Италии, где познакомились со скульптором М.М. Антокольским, художником В.Д. Поленовым и историком искусства А.В. Праховым. В память об этом событии в Абрамцеве, с юго-восточной стороны усадебного дома, была посажена «Римская роща».



В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И.Е. Репин, В.М. и А.М. Васнецовы, В.А. Серов, И.С. Остроухов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.





С конца 1870-х гг. участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) и «Не ждали» (1884-1888) Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881-1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова, «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи. Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась изобразительным искусством.







По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И.Е. Репина, В.Д. и Е.Д. Поленовых, В.М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881-1890-е). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 г. осуществляла Е.Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта. Позднее мастерской руководили художницы М. Ф. Якунчикова и Н. Я. Давыдова.









В 1890г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М.А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды.



Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П.К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет.





В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники. Абрамцевские изделия пользовались спросом в Москве, Петербурге и других городах, получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже (1900).

В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С.И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы (1885-1891, 1896-1899) в Москве









На территории усадьбы, рядом с господским домом, были построены скульптурная мастерская (1873) по проекту В.А. Гартмана и баня (1877-1878) по проекту И. П. Ропета - образцы популярного в то время «русского стиля», одного из течений архитектурной эклектики. В 1881-1882 гг. в усадебном парке по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного.











В 1883г. по соседству с церковью по проекту В.М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках». Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна.





В 1893г. участники Мамонтовского художественного кружка отметили пятнадцатилетие своего содружества.

Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К.С. Станиславского и Русских сезонов С.П. Дягилева на рубеже XIX-XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел - резьбы по дереву и производства майолики.



Абрамцевская гончарная мастерская. Майолика

За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.

Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е.Г. Мамонтову, удалось сохранить.

Более позднюю историю можно прочитать на сайте музея

Начало

Аксаков, literatura, Московская область, история жизни, история России, history, литература, viaggio, усадьба, русская литература, art, история, Мамонтов, travel, культура России, искусство России, Абрамцево, russia, живопись, музеи, museum, архитектура, путешествие по россии, искусство, культура, путешествие со смыслом, путешествие

Previous post Next post
Up