С Аксаковых начинается экскурсия в Главном усадебном доме.
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство.
Абрамцево при жизни в нем Аксакова стало местом встречи писателей, художников, театральных деятелей, славянофилов и многих других, кому была интересна умная беседа и тишина леса.
А предтечей этих встреч стала служба Аксакова в Петербурге, где он сблизился с будущими участниками литературного общества «Беседа любителей русского слова» - поэтом Г. Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А. С. Шишковым и др.
Позже за годы службы в Москве он завязал знакомства в литературной и театральной среде Москвы и Петербурга, приобрел известность как театральный критик. Друзьями Аксакова были писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другие знаменитые современники.
Уйдя в отставку, в конце 1843г., после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, Аксаков приобрел Абрамцево. Усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения - людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель - единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.
Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», - писал он сыну Ивану в начале 1844г. В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе - 1858).
Незаурядный дар рассказчика, наблюдательность и правдивость, точность и простота языка принесли Аксакову заслуженное признание. «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал господин Аксаков», - писал о «Записках ружейного охотника…» И. С. Тургенев. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870г. усадьба была продана С.И. Мамонтову.
Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), выходец из старинной купеческой семьи, родился в г. Ялуторовск Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Его отец, Иван Федорович Мамонтов (1802-1869), основал акционерное общество, проложившее Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Около 1850г. родители С.И. Мамонтова поселись в Москве.
В 1865г. С.И. Мамонтов женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой (1847-1908), также происходившей из старинной купеческой семьи, владевшей ткацкими фабриками.
Супруги поселились на Садовой-Спасской улице в доме, подаренном И.Ф. Мамонтовым. В семье было пятеро детей - Сергей (1867-1915), Андрей (1869-1891), Всеволод (1870-1951), Вера (1875-1907) и Александра (1878-1952), названных по первым буквам имени С. И. Мамонтова - Савва.
В 1870г. С.И. Мамонтов приобрел у дочери С.Т. Аксакова усадьбу Абрамцево. В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство.
Предприниматель по профессии, С.И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А.Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме. С конца 1860-х гг. дом Мамонтовых на Садовой-Спасской начали посещать представители творческих профессий - художник Н.В. Неврев, архитектор В.А. Гартман и др. В 1872г. Мамонтовы побывали в Италии, где познакомились со скульптором М.М. Антокольским, художником В.Д. Поленовым и историком искусства А.В. Праховым. В память об этом событии в Абрамцеве, с юго-восточной стороны усадебного дома, была посажена «Римская роща».
В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И.Е. Репин, В.М. и А.М. Васнецовы, В.А. Серов, И.С. Остроухов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.
С конца 1870-х гг. участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) и «Не ждали» (1884-1888) Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881-1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова, «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи. Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась изобразительным искусством.
По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И.Е. Репина, В.Д. и Е.Д. Поленовых, В.М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881-1890-е). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 г. осуществляла Е.Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта. Позднее мастерской руководили художницы М. Ф. Якунчикова и Н. Я. Давыдова.
В 1890г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М.А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды.
Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П.К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет.
В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники. Абрамцевские изделия пользовались спросом в Москве, Петербурге и других городах, получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже (1900).
В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С.И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы (1885-1891, 1896-1899) в Москве
На территории усадьбы, рядом с господским домом, были построены скульптурная мастерская (1873) по проекту В.А. Гартмана и баня (1877-1878) по проекту И. П. Ропета - образцы популярного в то время «русского стиля», одного из течений архитектурной эклектики. В 1881-1882 гг. в усадебном парке по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного.
В 1883г. по соседству с церковью по проекту В.М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках». Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна.
В 1893г. участники Мамонтовского художественного кружка отметили пятнадцатилетие своего содружества.
Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К.С. Станиславского и Русских сезонов С.П. Дягилева на рубеже XIX-XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел - резьбы по дереву и производства майолики.
Абрамцевская гончарная мастерская. Майолика
За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.
Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е.Г. Мамонтову, удалось сохранить.
Более позднюю историю можно прочитать на
сайте музея Начало