Интересный и важный разговор на вечную тему "что делать?" шел на днях в блоге о. Павла Адельгейма, в комментариях к предисловию его книги "Своими глазами" (
adelgeim.livejournal.com/53298.html). Вот одна из моих реплик, чуть дополненная:
Мне кажется, что инициатива прихожан и низшего клира (он ведь тоже в бесправном положении по отношению к епископату) должна развиваться - хотя бы как последний шанс :) - в рамках существующего церковного порядка.
Общественные объединения прихожан (пусть они называются фондами или как угодно) могут быть хороши, например, для управления приходской собственностью. Надо выступать против дарений и покупок "на епархию" и дальнейшего обогащения епископата таким образом: пусть новая церковная собственность принадлежит приходам (юридические формы для этого можно найти ). Надо возражать против реституции, если она всего лишь обогащает высшую иерархию. Надо создавать и поддерживать независимые от церковной власти православные СМИ (чем мы собственно и занимаемся сейчас в блогах, но в микроскопических масштабах). Должно существовать православное общественное мнение, которое не позволит епископу творить, что его левая нога хочет. "Общественные организации" могут быть братствами или сестричествами - на этот тип объединений тоже есть какая-то надежда. Можно вспомнить, что в 17-м веке на Украине и в Белоруссии именно приходские братства взяли на себя борьбу с епископатом, видевшим выход из кризиса Киевской митрополии в унии с Римом. И паства, наверное, была тогда не более просвещенной, чем ныне (или все-таки более?). И в этом смысле не имеет значения, от кого исходит инициатива "новых" отношений внутри церкви, отношений соработничества и сослужения, от священника или прихожан - это такая же инициатива снизу. Наконец, может быть полезным православное движение по типу Русского православного движения зарубежом (подробнее о нем, например, здесь:
www.religare.ru/2_4616.html). Россия велика и наверняка есть люди, которые смогут повести его за собой. Нынче в РПЦ есть жгучая потребность в здоровой инициативе снизу, в действиях и объединениях не конфронтирующих с епископатом, но сохраняющих независимость от него. Быть может, не все епископы РПЦ безнадежны и найдутся те, кто благословит многие из упомянутых мною шагов.