Jun 30, 2010 16:10
Первое основное отличие, о котором нужно помнить, состоит в том, что церковь первохристианских времен считала евхаристию, прежде всего, действием, чем-то "сделанным", а не чем-то "сказанным"; и что для нее (церкви) было совершенно очевидно, что это действие коллективное - единое, совместное действие всей церкви, а не только предстоятеля. Молитвы, произнесенные предстоятелем, не были преобладающим элементом ритуала. Они занимали в нем свое место наряду с сослужением каждого из церковных чинов как необходимый элемент в коллективном богослужебном акте всей церкви, пожалуй, как самый важный из необходимых элементов, но не исключали необходимости других элементов.
Второе основное отличие, о котором следует помнить, таково: Мы считаем христианское богослужение вообще, включая и евхаристию, по сути, публичным, в том смысле, что оно должно быть открыто для всех приходящих и что посторонних (даже и нехристиан, хотя они не могут причащаться) нужно приветствовать и даже привлекать к присутствию и участию. Первохристианская же церковь, напротив, считала все христанское богослужение, а в особенности евхаристию, в высшей степени частной деятельностью и строго исключало всех посторонних из какого-то бы ни было участия в ней, даже из присутствия на евхаристии. Христианское богослужение было полностью коллективным, но не было "публичным".
Dom Gregory Dix, The Shape of the Liturgy
Древняя церковь,
евхаристия,
богослужение