Литургия Древней и нынешней церкви

Jun 30, 2010 16:10

Первое основное отличие, о котором нужно помнить, состоит в том, что церковь первохристианских времен считала евхаристию, прежде всего, действием, чем-то  "сделанным", а не чем-то "сказанным"; и что для нее (церкви) было совершенно очевидно, что это действие коллективное - единое, совместное действие всей церкви, а не только предстоятеля. Молитвы, произнесенные предстоятелем, не были преобладающим элементом ритуала. Они занимали в нем свое место наряду с сослужением каждого из церковных чинов как необходимый элемент в коллективном богослужебном акте всей церкви, пожалуй, как самый важный из необходимых элементов, но не исключали необходимости других элементов.

Второе основное отличие, о котором следует помнить, таково: Мы считаем христианское богослужение вообще, включая и евхаристию, по сути, публичным, в том смысле, что оно должно быть открыто для всех приходящих и что посторонних (даже и нехристиан, хотя они не могут причащаться) нужно приветствовать и даже привлекать к присутствию и участию. Первохристианская же церковь, напротив, считала все христанское богослужение, а в особенности евхаристию, в высшей степени частной деятельностью и строго исключало всех посторонних из какого-то бы ни было участия в ней, даже из присутствия на евхаристии. Христианское богослужение было полностью коллективным, но не было "публичным".

Dom Gregory Dix, The Shape of the Liturgy

Древняя церковь, евхаристия, богослужение

Previous post Next post
Up