Как я защищал евхаристическую экклезиологию и был признан некомпетентным в вопросах сакраментологии

Jan 07, 2013 19:20

Попутно пришлось "защищать" еще о. Николая Афанасьева и РСХД. Хоть от природы я человек азартный, от полемики в последнее время быстро устаю и, насколько могу, стараюсь избегать ее. Но тут сорвался. Почему? Что-то неприятно задело в отношении автора статей к тем людям, кому мы пока в подметки не годимся. Это что-то я так выразил в последней своей ( Read more... )

евхаристическая экклезиология, РСХД, Афанасьев

Leave a comment

Comments 56

ivanzakij January 7 2013, 18:41:20 UTC
Светлого Рождества!

Reply

victor_vlad January 7 2013, 20:57:33 UTC
Спасибо! И Вам тоже!

Reply


kot_pafnusha January 7 2013, 19:04:30 UTC
Кот не большой знаток Афанасьева, однако судя по его адепту диакону Платонову - автор спорный )!

Вон диакон то зачитался Афанасьева
- и дообвинялся о. Якунина что тот раскольник (по Афанасьеву)
- а в результате ваапще в церкву не ходит !

Причем ладно б в православную, тама пидорасы окопались (согласно диакону ж),
но и к кОтоликам не хочет

Reply

victor_vlad January 7 2013, 20:37:33 UTC
Если еще учесть, что адептами Афанасьева, в разной степени, были такие сомнительные авторы, как Шмеман, Евдокимов и Мейендорф, то это и вправду автор спорный:)

Ну, а кто у нас при всех обстоятельствах в церковь будет ходить, это еще 20 лет назад о. Александр Борисов в "Побелевших нивах" заметил.

Reply

kot_pafnusha January 7 2013, 20:39:35 UTC
Вот и выходит
- что простой советский генетик Саша Борисов
- куды умнее )))!

Reply

victor_vlad January 7 2013, 21:35:08 UTC
:)

Reply


kot_pafnusha January 7 2013, 19:09:52 UTC
Про те ж границы церкви
- даже простой сельский поп о. Михаил Шполянский
- и тот больше Афанасьева понимает !

Reply

victor_vlad January 7 2013, 20:43:47 UTC
Да, он их хорошо понимает. Но это не мешает ему уважительно относиться к о. Николаю.

Reply

ИМХО kot_pafnusha January 7 2013, 20:49:12 UTC
Лично мне не нравится безаппеляционность Афанасьева - в его построениях.

Как к примеру и у всей Парижской школы - Бердяев, Булгаков и др. (и диакон Платонов с Кочетковым там же).

Сумления и диспуты и открытые неразрешенные вопросы кажется один только Флоровский допускает.

Reply

Re: ИМХО victor_vlad January 7 2013, 21:02:54 UTC
Не валите всех в одну кучу. Бердяев и Марина Влади, по разным причинам, к парижской школе не относятся. Неразрешенные вопросы там, кстати, допускали все, чего нельзя сказать о многих современных российских богословах.

Reply


andudarev January 7 2013, 19:48:08 UTC
Виктор, да никто не нападал на о. Николая! А сакраментология - интересная наука! :)

Reply

victor_vlad January 7 2013, 22:28:20 UTC
Я не воспринял то, что Вы написали, как нападки, но как необоснованную критику, обусловленную недостаточным знанием того, что Вы критикуете, и некоторой предвзятостью.

О сакраментологии. Неужели Ваши очерки рассчитаны на того, кто прошел в семинарии курс сакраментологии? (Она выделена в российских семинариях в отдельный предмет?) Да и замечание мое касалось, прежде всего, косноязычия этой фразы: ""В качестве небесспорной критики подхода о. Николая можно указать на то, что как следствие из его размышлений может идти отсутствие различения в описании церковного устройства онтологического и экзистенциального, формулы таинства и диалога с Богом." Разве после курса сакраментологии она станет яснее Вашему читателю?

Reply

andudarev January 7 2013, 22:50:48 UTC
Виктор, Вы меня простите, но Вы, похоже, совсем не схватываете некоторые смысловые поля и при этом упрекаете меня в неаккуратности. Если Вы не изучали сакраментологию, я Вам не могу здесь помочь. Что Вы ещё не изучали? Экклезиологию, например, изучали? Знакомы Вы с творчеством Томаса Куна или Ганса Кюнга?
Ваша фраза "Евхаристию поставил в центр христианства сам Христос" напоминает: "Учение Маркса истинно, потому что оно верно".
Я думал, у Вас есть искренний интерес к теме, но, похоже, Вам хочется постебаться.
Что ж, пожалуйста. Только не называйте это спором.

Reply

victor_vlad January 8 2013, 07:50:49 UTC
Сакраментология становится какой-то Вашей последней соломинкой. Тактика оттенения моей некомпетентности ошибочна. Сомневаюсь, что мое непонимание указанных мною мест происходит от незнания сакраментологии. Думаю, оно следствие неясности Вашего изложения.

99% Ваших читателей не проходили курса сакраментологии. Даже большинство тех, у кого есть богословское образование: в семинарском куриккулюме такого курса, как правило, нет. Вы же не эзотерическую работу, рассчитанную на профессиональных сакраментологов, написали.

Reply


aisergey January 7 2013, 20:30:40 UTC
Эк Вас угораздило под Рождество-то...

Очень понравилось: "Вы изучали предмет под названием "сакраментология"?.. Моя работа рассчитана на компетентных людей", и вот это: "Подразумевается, что читатель знаком с предметом и понятие "формула таинства" для него не новость". Блеск! Сколько же раз Вам надо объяснять, что оппонент пишет "для тех, кто в танке"?!
Ну, и поскольку я имею некоторое отношение к физике (точнее к физхимии), особенно доставило: "Есть концепция Ньютона или теория относительности Энштейна. В чем-то эти научные модели похожи, а в чем-то отличаются, но и Ньютон, и Энштейн - уважаемые физики..." Тут и "концепции", и "теории", и "модели". Чтож, главное, чтоб физики были "уважаемыми"!

Спасибо, очень повеселился. С Рождеством!

Reply

kot_pafnusha January 7 2013, 20:51:52 UTC
Сильно )))

Reply

victor_vlad January 7 2013, 21:08:17 UTC
Истина требует от нас быть постоянно на страже. Даже на Рождество. Если нужно, мы и на пасхальной литургии будем спорить до хрипоты об экклезиологических моделях:)

С Рождеством!

Reply

aisergey January 9 2013, 11:07:49 UTC
Да, понятие "экклезиологической модели" у andudarev тоже не оставило равнодушным, но, решил не усугублять коммент, итак уже...

Не знаю, как-то, с возрастом что-ли, всё больше стал отходить от того, чтобы серьёзно относиться к моделям, концепциям и прочему. Каждая система является следствием некой Истины, в сущности своей простой и неделимой. Раньше было интересно крутить саму модель, выявлять её свойства, следствия из неё. Но, в итоге, всё-равно приходишь к вопросу: а какое она имеет отношение к реальности? Сложная модель, разворачиваясь и порождая новые сущности, с какого-то момента начинает превышать по точности саму реальность, и фактически перестаёт эту реальность отражать. Афанасьев очень хорошо умел в ясной форме донести именно Истину (или один из Её моментов), а не доктрину.

И ещё. Серьёзное отношение к модели, излишняя "научность" повествования, часто является следствием материализма (или хуже того - позитивизма). Модель - это ущербный смысл, смысл призванный к одному - только отражать действительность, не являясь по сути ( ... )

Reply


Leave a comment

Up