Как я защищал евхаристическую экклезиологию и был признан некомпетентным в вопросах сакраментологии

Jan 07, 2013 19:20

Попутно пришлось "защищать" еще о. Николая Афанасьева и РСХД. Хоть от природы я человек азартный, от полемики в последнее время быстро устаю и, насколько могу, стараюсь избегать ее. Но тут сорвался. Почему? Что-то неприятно задело в отношении автора статей к тем людям, кому мы пока в подметки не годимся. Это что-то я так выразил в последней своей ( Read more... )

евхаристическая экклезиология, РСХД, Афанасьев

Leave a comment

andudarev January 7 2013, 19:48:08 UTC
Виктор, да никто не нападал на о. Николая! А сакраментология - интересная наука! :)

Reply

victor_vlad January 7 2013, 22:28:20 UTC
Я не воспринял то, что Вы написали, как нападки, но как необоснованную критику, обусловленную недостаточным знанием того, что Вы критикуете, и некоторой предвзятостью.

О сакраментологии. Неужели Ваши очерки рассчитаны на того, кто прошел в семинарии курс сакраментологии? (Она выделена в российских семинариях в отдельный предмет?) Да и замечание мое касалось, прежде всего, косноязычия этой фразы: ""В качестве небесспорной критики подхода о. Николая можно указать на то, что как следствие из его размышлений может идти отсутствие различения в описании церковного устройства онтологического и экзистенциального, формулы таинства и диалога с Богом." Разве после курса сакраментологии она станет яснее Вашему читателю?

Reply

andudarev January 7 2013, 22:50:48 UTC
Виктор, Вы меня простите, но Вы, похоже, совсем не схватываете некоторые смысловые поля и при этом упрекаете меня в неаккуратности. Если Вы не изучали сакраментологию, я Вам не могу здесь помочь. Что Вы ещё не изучали? Экклезиологию, например, изучали? Знакомы Вы с творчеством Томаса Куна или Ганса Кюнга?
Ваша фраза "Евхаристию поставил в центр христианства сам Христос" напоминает: "Учение Маркса истинно, потому что оно верно".
Я думал, у Вас есть искренний интерес к теме, но, похоже, Вам хочется постебаться.
Что ж, пожалуйста. Только не называйте это спором.

Reply

victor_vlad January 8 2013, 07:50:49 UTC
Сакраментология становится какой-то Вашей последней соломинкой. Тактика оттенения моей некомпетентности ошибочна. Сомневаюсь, что мое непонимание указанных мною мест происходит от незнания сакраментологии. Думаю, оно следствие неясности Вашего изложения.

99% Ваших читателей не проходили курса сакраментологии. Даже большинство тех, у кого есть богословское образование: в семинарском куриккулюме такого курса, как правило, нет. Вы же не эзотерическую работу, рассчитанную на профессиональных сакраментологов, написали.

Reply

andudarev January 8 2013, 09:34:38 UTC
Признаться, когда я писал работу, я понимал, что она далеко не всеми может быть адекватно воспринята (нынешняя дискуссия тому доказательство). Я шел здесь на значительный риск. Тот круг вопросов, который Вы очертили, подробно обсуждался именно на сакраментологии - а когда ты в материале, кажется, что и другие тебя могут понять. Видимо, я ошибся. Надо было для широкого читателя делать более адаптированный текст. Но это не стержневые вещи, хотя ревнители ЕЭ, конечно, могут остаться недовольны. Что касается исторического описания духовных движений, я даю лишь обзор этих движений, выделяя, как мне кажется, ключевые моменты. Иначе в такой междисциплинарной работе и нельзя. У меня дома по беседникам более десяти книг, по Неплюевскому братству сейчас уже опубликовано достаточно много, по РСХД и ПСМБ - тоже более чем достаточно... Утонуть можно ( ... )

Reply

victor_vlad January 8 2013, 09:54:19 UTC
Дело не в удовольствии или неудовольствии ревнителей ЕЭ, или беседничества и т. д., а в том, что Вы просто грубо искажаете содержание критикуемого Вами. Я откликнулся на ваши пассажи о ЕЭ. Ваше обращение с данными о ней склоняет к мысли, что Вы и с другими данными могли обойтись стольже фривольно ( ... )

Reply

andudarev January 8 2013, 10:10:40 UTC
Ну да. Я это уже слышал. Грубо искажаю то, что Вы не понимаете из области сакраментологии, потому что её не изучали. Ваш подход, похоже, выкристаллизовался: Вы критикуете то, что не понимаете.
Что касается методологии, я отправил в редакцию www.kiev-orthodox.org как раз один текст, который эту методологию более подробно рассматривает. Если его опубликуют, надеюсь, будет более понятно.

Reply

victor_vlad January 8 2013, 10:20:22 UTC
Сакраментология тут ни причем. Речь давно уже идет о других, более общих проблемах Вашей работы.

То, что Вы назваете сакраментологией, кажется, просто часть внутреннего языка движения о. Г. Кочеткова.

Но если Вы опять вскакиваете на конька "а вы кто такой, раз не прошли курса сакраментологии", без чего якобы нельзя много понять в Вашей работе, то лучше, право, остановиться. Пусть каждый останется при своей компетентности.

Reply

andudarev January 8 2013, 10:37:38 UTC
Да, давайте остановимся...

Reply

andudarev January 8 2013, 10:34:53 UTC
Кстати, по поводу обращения с данными. Вы вынуждаете меня заниматься самоапологетикой. Но тут уж ничего не поделаешь. Приходится. В свое время я написал работу о беседниках, которую сами же беседники и опубликовали (уж они-то, казалось, могли бы проверить данные, я же о них писал!). Работа по благословению девятого беседнического старца о Павла Алексахина продавалась на территории Уфимской и Самарской епархий РПЦ МП ( ... )

Reply

victor_vlad January 8 2013, 10:48:38 UTC
Или потому что Вы либо слабо знакомы евх. эккл. и РСХД, либо знакомы с евх. эккл. отчасти с чужих слов (т. е. предубеждены), либо и то другое.

Reply


Leave a comment

Up