Ну, не считал о. Николай Афанасьев приход местной церквью

Sep 23, 2011 17:59

Уже писал об этом разным людям в разных комментариях, но хочу повторить еще раз, потому что мифологема эта живуча и всплывает раз за разом: о. Николай Афанасьев не считал приход местной церковью.

Признание евхаристического собрания древности местной/поместной церковью неравнозначно признанию ныне (по)местной церковью прихода. Мифологема о признании Афанасьевым прихода местной церковью, исходит, кажется, от Зизиуласа, который знал работы Афанасьева довольно слабо. Зизиулас повторяет эту мифологему довольно часто. Иногда он приплюсовывает к Афанасьеву и Шмемана, который, кстати, тоже считал, что в нынешних условиях местной церковью является епархия.

Вот цитата из Una Sancta, одной из поздних «програмных» работ Афанасьева:«В настоящее время господствующей системой экклезиологии является универсальная экклезиология, согласно которой Церковь [...] рассматривается как единый организма [...] Но все же мы видим, как в эмпирической действительности этот организм дробится на части, которыми являются местные церкви, т. е. общины верных, возглавляемые епископами» (гл.II,1). Ранее в "Трапезе Господней" он предложил сделать вопрос, что же - епархия или приход - является в настоящих условиях (по)местной церковью, предметом богословской дискуссии (гл. 1, III, 4 ). У о. Николая нет  ни одного места, где он говорит о современном приходе как местной церкви. Он прекрасно осознавал, что с возникновением прихода в 3-м веке проблема местной церкви усложнилась. Обо всем этом см.: В. Александров. Поместная церковь: по следам дискуссии о ней. Вестник РХД, №197 (2010). Доступна здесь: http://eucharistia.narod2.ru/literatura_o_evharisticheskoi_ekkleziologii

Зизиулас, приход, Афанасьев, епархия

Previous post Next post
Up