У о. Георгия Флоровского есть мысль о том, что экуменизм в пространстве должен смениться экуменизмом во времени - нахождением разными ветвями христианства общей почвы в предании и сближением на основе возврата к такому преданию. Вот два католических образца "экуменизма во времени", оба по поводу практики избрания епископа в Древней церкви и современной:
"В первые века [христианства] епископ, по сути, выбирался всей общиной и в самой общине. Удивительно, что сегодня, когда миряне осознают свою ответственность в церкви, они не имеют права голоса при выборе пастыря их епархии и видят, как в их соборе приземляется парашютист-избранник, совершенно им незнакомый и прибывший с совсем иного конца страны." Бернар Ботт, монах-бенедиктинец, 1969 г.
"Сравнивая с этой логикой, присущей традиции Древней церкви, наша современная традиция поставлять служителей зачастую вне местной церкви, где они пастырствуют, кажется мне аномалией. Поставление и настолование должны, насколько возможно, совпадать. Избранный и посвященный служитель должен сразу же после своего поставления иметь возможность приступить к служению, предстоятельствуя в евхаристии верных, пастырем которых он отныне является. Как нельзя отделить служителя от его служения, так нельзя отделить пастыря от его стада. Пастырь, по определению, есть пастырь одной, определенной местной церкви. И это должно находить свое видимое выражение в самый день поставления." Вилли Рордорф, историк церкви, 1974 г.
В свое время Бернар Ботт в соответствующей ватиканской комиссии предложил включить молитву при поставлении епископа из "Апостольского предания" в современный католический чин поставления. И его предложение, хоть и не без борьбы, было принято. В РПЦ это невозможно. Мы находимся в целом в иной фазе обращения к преданию (а в верхах нашей церкви, мне кажется, есть только имитация такого обращения - в попытке прикрыть что-то совсем безобразное). Движение идет в противоположном направлении: не к усвоению опыта Древней церкви, а в обход его. Межсоборное присутствие (его комиссия по церковному устройству), учтя, согласно его сообщению, отзывы православных академических и общественных организаций, распространило для обсуждения уже два документа, расширяющих права епископата в управлении церковью. О новом приходском уставе и не говорю: о нем было сказано довольно. Такое вот у нас "апостольское" предание.