Раз уж РГО раньше времени засветило финалистов своей выставки, положу серию оттуда и на естественное место хранения вместе с сопроводительным текстом (курсивом), как он был сделан для публикации на выставочной стене. В порядке исключения после этого перейдем на авторскую кухню, что именно автор хотел сказать и как именно что он строгал и парил. И про жанр фоторассказа в общем.
Хотел добавить про примеры историй на конкурсе РГО, но уж очень длинно получится. Попробую потом как-нибудь.
Предполагается рассматривание строго в предложенном порядке.
Критически уязвимые
Сайгака нет в Красной книге России. Скоро его может не остаться и на этой планете. Во всяком случае, международная Красная книга определяет его состояние как critically endangered и дает пессимистический прогноз на будущее.
Это рассказ об одном дне калмыцких сайгаков. Еще до рассвета они появляются вблизи водопоя. Медленно приближаются, опасаясь обитающих здесь же волков и еще более браконьеров. С первыми лучами солнца выстраиваются в парадной мизансцене у воды. Дают рассмотреть себя поближе. Снова удаляются, собираясь стадом. Убегают по степи. От волка, человека и, увы, возможно, что навсегда.
02
03
04
05
06
А теперь про то, как надо все это понимать. Разъяснение требуется хотя бы потому, что на удивление многие квалифицированные фотографы уперлись в детское наивное определение рассказа. Евгений Полонский предложил основополагающую схему «родился козлик - стал козлом - любовь зла, полюбили козла - пошли козлята …. - шашлык». Андрей Нарчук требования к контенту разбавляет промоушеном линз с разнообразными фокусными расстояниями.
Господа творцы, вы чего. Вы своё прекрасное, доброе, вечное творите по шаблону что ли, да и еще по наивно-юннатовскому? Вот найметесь в журнал на ставку, будут вам давать задания с перечнем видов и списком передовиков производства, тогда и шаблоньте. А уж творить по собственному разумению, чувствованию и позыву будьте добры без шаблона. И забудьте про то, что любой сюжет можно положить на козлиную кальку. Сюжет - понятие гораздо более широкое по сравнению с фабулой. Уж в художественном произведении, если мы не анатомический атлас иллюстрируем, он должен быть внутренним, поддерживаться адекватными изобразительными средствами и сопровождать хоть какую стержневую идею, которая и выбор средств определяет.
В представленном рассказе эта идея изложена в сопроводиловке. Немножко более надрывно, чем следовало бы, но это с учетом целевой массовой аудитории. Смотрим на видеоряд.
01. Появление героя. Уже анонсировано заголовком, что он уязвим, потому явная настороженность. Граничность его существования рифмуется с границей времени суток, когда солнце даже не встало, но уже подсветило тучи. Пролог всей истории.
02. На втором кадре их становится двое, но осторожность и скрытность в предрассветности остается. Статика меняется на замедленную динамику, более крупный размер, удвоение - это все приемы развития начального пролога, по всем видимым и засекаемым параметрам идет увеличение и продвижение к кульминации. Преемственность цветовая сохраняется, но фактически черно-белое решение нагнетает тяжесть, для зрителя должно возникнуть ощущение уязвимости на грани постоянного давления.
03. Кульминационный кадр развития сюжета. 1-2-3 было бы упрощением, Здесь 1-2-много, но важна именно производная. Главное - всплеск цвета. Кто же они на самом деле такие, эти уязвимые. Зритель уже два кадра не мог этого толком понять, его к чему-то готовили и вот, нате вам. В самом нежном рассветном свете, построенные в разных ракурсах, самцы и самки. Отражение увеличивает воспринимаемое количество, не уменьшая в то же время отдельные тушки. С цветом здесь специально выбран этот очень краткий промежуток времени, когда они такие именно, нежнее некуда. Зритель вспоминает о чем? - Правильно, об уязвимости. Можно было выбрать кадр чуть позднее по времени или нажать волшебную кнопку Autolevels. Тогда этот всплеск превратился бы в удар в лоб, как они в контрасте заиграли бы, но жалость-то не растеклась бы слезой. А мы свою идею помним, как зрителя направлять. Важно, что нет динамического сбоя, динамика сохраняется, кто-то приходит, кто-то уходит. Осторожность читается в одной из самок, внимательно смотрящей в сторону объектива. В кадре нет ничего лишнего.
04. После кульминации можно немного передохнуть и рассмотреть героя поближе. Здесь уже можно и без движения, раз они постепенно замедлялись, но хоть с каким-то действием. Палитра расцвела, просто освещение увеличилось от встающего солнца. Число кадров ограничено, поэтому самца и самку не рассматриваем по отдельности, но выбираем кадр, где хорошо в композицию встроились фоновые самцы.
05. Пора начинать отход, приближаясь к финалу. Размер стада увеличился, животные отошли, фактически растворились в окружающей того же оттенка сухой траве. Они в своей более обычной среде обитания выжженной степи. Ясно, что водопой был критической точкой, вокруг которой в хорошем рассказе должно все развиваться. Внимательный зритель, хотя бы и подсознательно, зафиксирует развитие движения. От замершего на первом кадре животного через медленное движение снова к настороженной паузе, то есть финальный рывок закладывается уже здесь.
06. Финал. К набираемой по ходу дела содержательной информации добавляем демонстрацию скорости. Они появились из степи темной, они уносятся в степь выжженную. Контраст цветов фактически траурный, но гармоничный. Все красиво, но… А куда им убегать, естественно задастся вопросом зритель. Что нам и требовалось.
Вот такой рассказ, который эстетически образованным и готовым к некоторому усилию для понимания авторского мессаджа зрителем должен быть прочитан с деталями. А потом перечитан (пересмотрен). Здесь повторю утверждение уважаемого знатока много чего, в частности дикой фотографии и гастрономии, Владимира Кучеренко, что очень трудно давить в себе природные качества, в частности скромность. Но при пересмотре зритель вернется к кульминационному кадру, а он хорош сам по себе, пусть порассматривает.
И скажите мне, коллеги, после этого, что в рассказе про сайгаков меньше содержания и развития, чем в «Жил-был у бабушки…». Еще раз повторяю свое утверждение, что это рассказ, хотя и не по кальке, для прочтения которого требуется и умение, и желание, и время. А жюри… Явно некоторых составляющих не доставало, времени - так уж точно.
Жанр рассказа, конечно, налагает жесткие требования на отбор материала, да и на его обработку. С картинкой 3 я скрипел зубами, заставляя себя оставить как есть. Уж очень она становится ударной, если добавить контраста. Но эта красивость полностью будет рушить весь остальной замысел. По соответствию замысла 1-2-3-6 меня полностью устраивает. Для 4 и особенно 5 поискал бы замену, было бы время.
Язва какая критическая ехидно спросит, и когда же я все это придумал и не просто ли намотал фигни на несколько произвольных картинок. Отвечу. Не сразу придумал, на третий день, когда начал ловить кадр уже специально, чтобы он в сюжет встроился. А заключительный кадр подарили сверху, когда мы уезжали, но Саша Маркелов услышал что-то сверх децибел в моем вопле и таки ударил по тормозам правильно.
Critically endangered Saiga. Saiga tatarica. Kalmykia, Russia. August , 2015