В этом нашем деле подходы художественные и биологические друг от друга не оторвешь, смешиваются тропинки, хотя иногда и перепутываются. Часто в одной фотосессии переключаешь тумблер внутри, трансформируясь из юнната в эстета и обратно. В среднем, как отмечаю по коллегам, преобладает такое отношение к делу, чтобы оно, конечно, было красиво, но при этом и натуралистично, то есть свежесть (проработка) тушки идет первым номером. Примерно как в соцреализме, хотя и в нем под конец всякие вольности дозволялись. Я никак не противник крупной тушки с пером, которого глазом в жизнь не увидишь, но и не особо на том зациклен. И уж точно не считаю пиксельную резкость обязательным условием высокой оценки картинку, и уж никак не считаю условием достаточным, хоть там какой супер-утренний свет. Фотографы перфекционисты чаще всего и юннаты, что сразу приводит к внутреннему противоречию такого слияния. Раз уж ты юннат - снимай, как оно бывает. А света для многих моделей, какого хочется, ну, никак не бывает по их повадкам жизни. Или крайне редко, в условиях совсем не типичных. Из этой же серии шЫкарные мшистые присады на ярком солнце для степных птиц.
Ладно, к делу. Был у меня в этом году небольшой проект с серой мухоловкой, в котором тумблер внутренний так и щелкал. Ее гнездо было по обыкновению в темном лесу. Свет попадал редко и такими блуждающими пятнами. Из-за чего, собственно, я там и задержался.
Заглавная картинка на вкус эстета. Даже название можно естественное придумать - Крик, или сразу уж Мунк. Но эстетствующие зрители в большой части согласятся. Конечно, не все 100%, но сколько-то заметно много. Процента полтора, может, или около того. А вот юннаты ребята крепкие, и фундамент у них твердый. Следующая картинка придется по вкусу всем из той категории.
Картинка будет с переходом натуры в натуралистичность. Какие главные дела у птицы в гнездовой период? Три дела - кормить, защищать, чистить. Первое почти исключительно и представлено чаще всего. Иногда удается схватить что по второй теме. А вот чистка - это эксклюзив, совсем мало отработанный. Химия всего этого дела простая. Если гнездо не чистить, там птенцы рискуют заживо сгнить, или их залетные мухи съедят, пока они вырастут. (Хотя говорят, что удоды, прославленные не только изысканной красотой, но и вонью из гнезд, все-таки как-то справляются в нечистотах). На 3-4 залета с кормом взрослая птица выносит назад капсулу пометную. Некоторые те капсулы просто бросают по пути. Однажды мне показывали дупло белоспинного дятла. Так там внизу просто белая полоса была по прямой, как родители летали. Мелкие птицы никогда так не сделают. Помет - находка для шпиона, врага то есть. Видел однажды, как пеструшка все пометные капсулы приклеивал к воздушному электрическому кабелю, чтобы на земле следов не оставлять, которые указывали бы на близость гнезда.
В гнездах на земле бывает так, что птенцы в нужный момент поворачиваются к выходу задом и выкладывают капсулу на порог, откуда ее родителям удобнее схватить. У трещотки такое наблюдал. А вот у наших героев дело поставлено вообще на поток. Кто кому подает сигнал, не разобрал. Но в какой-то момент откормивший родитель задерживается в гнезде, птенец с потребностью опять-таки разворачивается…
02. … и нате вам, прямо из него отходы выхватываются взрослой птицей.
Чем эта картинка может не понравиться - это самим фактом присутствия гнезда в кадре. На что в очередной раз отвечаю - кто умеет, чтобы птице не навредить, тот пусть снимает. А не умеешь, так и не снимай. А снимаешь - знай, зачем. Мне вот в этом году по обстоятельствам за весну никуда выехать не удалось. Так в парке и прозябал. За это время видел множество гнезд, но чем-то интересными для съемки они были очень редко. А здесь по световым контрастам и удачному совершенно открытому низкому расположению оно просто в кадр просилось.
Кстати, могу рассказать, как искать гнезда проще всего. Предвижу недовольство, но точно знаю - если кому мой способ понравится, тому и в голову не придет птице навредить. Способ простой. В любом подходящем биотопе садимся (лучше ложимся), смотрим и слушаем вокруг, где что происходит, отмечая критические точки. Посидеть надо какое-то время. Часа четыре уже нормально, лучше больше. И вот замечаем, например, что прыгает себе по своим надобностям белка. И вдруг ее атакует мухоловка. Засекаем место атаки, проводим с помощью циркуля окружность радиуса 40 метров, внутри нее и высматриваем мухоловкино гнездо.
Продолжу уж за компанию еще содержательными биологическими моментами.
03. Это частая сцена в любом гнезде, где есть первый кандидат на вылет. Учится помахать крыльями, но взлететь не решается. Это весничкам да трещоткам хорошо. Выйдут, помашут себе и обратно. А этому стремно.
04. И эксклюзив. До этого снимал вылет птенца из дупла. Там попытку не повторишь, что улетело, то улетело. А здесь первый пробный полет. Натренировавшись, доминантный птенец вспорхнул точно вертикально вверх. Высота полета примерно вдвое больше была, чем на кадре. И плюхнулся обратно на место. Что удивительно, летал он совсем никак и явно неуправляем был.
Это больше из разряда пруфов, для подтверждения наблюдения. Хотя вполне резкий сумрачный гнездовой толстяк уже держит картинку и изобразительно.
05. И попытка синтеза внутреннего эстета и такого же юнната. Само действие понятно, изобразительный акцент тоже. Лишний раз замечу, что и эта и все другие картинки без каких-то особых обработок. Хватает сильного средства - минусовать экспозицию при съемке или уже при конвертации из raw.
К отсутствию правильного света привыкается плохо. Так что прерву тему. Как-нибудь потом продолжим, чтобы подсолить контент.
И на всякий случай замечу, хотя избыточно, понятно ведь, что термины эстеты и юннаты употребляются без каких-либо оценочных коннотаций, а для простоты и ясности изложения.
Spotted Flycatcher, Muscicapa striata. Moscow, Russia. July, 2015